" Возрастные  психологические особенности наших подростков "


         Поговорим  об интеллектуальном развитии в этом возрасте. С переходом в старшие классы изменяется положение детей  в системе деловых и личностных отношений с окружающими людьми. Все большее место в жизни начинают занимать серьезные дела , все меньше тратится время на отдых и развлечения. Возрастают требования к интеллекту.  И учителям и родителям приходится переходить на новый стиль общения с подростками , больше апеллировать к их разуму и логике , чем к чувствам.

         В этом возрасте активно идет процесс познавательного развития . Науке до сих пор недостаточно известно , что происходит с  сознанием детей в этот возрастной период , как меняется их восприятие , внимание и воображение . За совершенствованием таких познавательных процессов , как память , речь, мышление , наблюдать легче , и о них известно больше.

         Подростки и юноши уже могут мыслить логически , способны к теоретическим рассуждения и самоанализу. Они относительно свободно размышляют на нравственные, политические и другие  темы.

         Важнейшее интеллектуальное приобретение старшеклассников - умение оперировать гипотезами , у них формируется теоретическое( или словесно -логическое ) мышление . Вот почему и школьные предметы становятся теоретическими ( "трудными” ).

         Заметны у подростков рост сознания и самосознания , углубление знаний о себе , об окружающем мире.

         Развитие самосознания находит выражение в изменении мотивации учения , общения и труда. Такой вид деятельности как игра отодвигается на второй план.

         В подростковом возрасте активно совершенствуется самоконтроль деятельности , есть стремление к саморегуляции . Наша с вами задача научить наших детей к  предварительному планированию деятельности .

         В этот период происходит дальнейшее совершенствование психологических процессов . Перестраивается память : активно развивается логическая память , но замедляется развитие механической памяти , что связано с увеличением объема информации . У ученика могут возникнуть проблемы с памятью ; наряду с этим появляется интерес к способом улучшения запоминания.

         В этом возрасте активное развитие получает чтение , монологическая и письменная речь . Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную  или произвольную тему. Вот почему мы пишем в школе так много сочинений , появляются   юные поэты и писатели.

         На базе ведущих видов деятельности : учения, общения и труда-  продолжается развитие способностей детей .

         В школе формируются  и развиваются коммуникативные способности учащихся , включающие умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения  и взаимопонимания ,  достигать поставленных целей. В домашнем и другом труде идет активное становление тех практических умений и навыков , которые в будущем могут понадобится для совершенствования профессиональных способностей.

         Подростковый период отличается повышенной интеллектуальной активностью ,желанием развивать , демонстрировать свои способности , получать высокую оценку со стороны . Вот почему важно заметить , похвалить.Необходимо всячески поддерживать и поощрять стремление к самообразованию подростков.

         Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий . влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений , складывающихся у подростка с взрослыми , сверстниками , уровня развития познавательных процессов , интеллекта и способностей.

         Центр физической и духовной жизни перемещается из дома во внешний мир . Подростки стремятся к  самовыражению и самоутверждению.

         Быстро взрослеть подростка заставляют  также физические изменения его организма.

         Самый легкий способ достичь цели " быть как взрослый” состоит в подражании внешним формам наблюдаемого поведения .

         Желаемый образ "Я” у подростков обычно складывается из ценимых ими достоинств других людей . Вот почему так важно нравственное воспитание , мы обязаны научить отличать истинно  положительное от ложного.

         Дети в этом возрасте любят приключенческие , детективные , романтические фильмы и литературу , так как их героям присущи мужество , смелость , сила воли . Многие именно в этом возрасте начинают заниматься спортом , развитием у себя волевых качеств.

         В подростковом возрасте выбирают будущую профессию . Отсюда и появление мотива учения к выбранным предметам . Важно не сузить круг  этих предметов , научить детей навыкам самообразования , так как в дополнение к общеобразовательной программе  должно быть дополнительное дифференцированное по способностям обучение с элементами профессионализации . В этот период формируются и развиваются организаторские способности, деловитость и предприимчивость. Эти качества мы , учителя , пытаемся прививать на уроках организуя деловые игры , в самоуправлении классного коллектива . Вам , родителям , также необходимо подумать где и когда вы можете дать ребенку стать взрослым: доверьте домашнее хозяйство на определенный период, выделите сферу его деятельности в доме  и т.д.

         Особенно благоприятные возможности для межвозрастного общения детей и взрослых создает  их совместный труд . Делайте все вместе со своими детьми !

          В подростковом возрасте формируются новые критерии оценки личности и деятельности взрослых. Появляется у подростков дифференцированное отношение к учителям. Родителям важно , чтобы негативное отношение к какому-то учителю не стало причиной не знания его предмета, конфликта с этим преподавателем. Подростки ценят тех , кто их понимает .

         Меняется  и восприятие подростком самого себя . Если  до 13 лет дети в основном дают себе отрицательные характеристики , то теперь это более высокая оценка себя как личности .

         Нужно  помнить , что у подростков очень обострено чувство справедливости  . Из-за того , что они видят в окружающем мире несправедливость, либо преувеличивают что-то реально существующее , у них возникают реакции оппозиции , конфликты с педагогами и родителями . Подростка необходимо воспитывать именно в духе гибкого , не прямолинейного стремления к справедливости , тогда воспитание будет встречать в нем душевный отклик и формировать авторитет старших.

         Интеллектуальное развитие детей можно ускорить по трем направлениям : понятийный строй мышления , речевой интеллект , внутренний план действий. Мы на своих уроках учим их планировать свой ответ , свою деятельность , произносить публичные речи , вести дискуссии . То же можете проделывать и вы , уважаемые родители ( Помните , я в 11 классе 1 сентября на классном часе просила ваших детей публично выступить по данной тему; как видно , работать еще надо).

         Понятийную структуру мышления мы учителя  создаем не механическим заучиванием и повторением , а  пытаемся довести смысл и логику явления , теории . Вам я тоже советую чаще спрашивать :”Почему так? Где логика?” Это  позволит развивать понятийную структуру мышления.

         В подростковом возрасте важно формирование и развитие практического интеллекта . В структуру практического интеллекта входят предприимчивость , экономность , расчетливость , умение быстро и оперативно решать возникающие задачи . ( Вот я записала в характеристике  ....как это понять ? О какой предприимчивости идет речь? Как вы понимаете Предприимчивость?)(  выгода для себя? в ущерб другим?)

         Предприимчивость проявляется в том , что в сложной жизненной ситуации человек способен находить несколько решений жизненной проблемы , а главное - всегда готов отыскать решение в практическом плане , из любой ситуации может найти выход .

         ( как понимаете Экономность)( жадность?)

         Экономность  состоит в том , что человек в состоянии найти такой способ действий , который с наименьшими затратами и издержками приведет к нужному результату. ( Важно чтобы экономность стала нормой поведения . Я могу привести уйму примеров когда дети экономят свое , и транжирят школьное ). Учите детей  учитывать материальные затраты в хозяйстве, в доме , на гардероб , в приготовлении пищи , в заготовках на  зиму и т д.

         Расчетливость проявляется  в умении заглядывать далеко вперед , предвидеть последствия тех или иных решений и действий , точно определять их результат и оценивать , чего он может стоить .

         Умение оперативно решать поставленные задачи - это динамическая характеристика практического интеллекта , проявляющаяся в количестве времени , которое  проходит с момента возникновения задачи до ее практического решения .

         Развитым можно считать такое практическое мышление , которое обладает всеми указанными свойствами . 

         Вернем к вопросу самовоспитания . Как лучше помочь школьнику в его физическом, волевом и нравственном самосовершенствовании ? Прежде всего надо активно поощрять  стремление к самовоспитанию с первых признаков его проявления . Большую роль играет личный пример родителей . Часто у подростков возникает противоречие между стремлением к романтизму  с одной стороны и прагматизмом , порождаемым экономическими условиями жизни . Романтический идеал требует от личности аскетизма и скромности в своих притязаниях , прагматический , напротив , диктует стремление к материальному благополучию. Надо показать детям , что в действительности прагматические и романтические ценности вполне совместимы друг с другом . На различных примерах жизни  знаменитых и не знаменитых людей можно показать , что романтики обладают деловыми качествами , а " прагматики” - " деловые люди " - привлекательны нравственными чертами и благородными поступками.

          Эта картина для большинства детей , но не считалась бы работа учителя и роль родителей трудной  , если бы все дети были одинаковы . Из этой общей картины есть исключения , возможны даже аномалии .  Вот на некоторых мы и остановимся . Знакома вам фраза " Наши дети инфантильны "?

Прежде всего - это незрелые личности , они не знают , что  можно , а что нельзя , т.е . плохо понимают социальные ограничения , не осознают последствия своих поступков . В жизни есть варианты ,когда эти дети хорошо учатся , но из-за детскости ,типичной для младших школьников , они неусидчивы , не проявляют волевых усилий , требуют постоянного контроля. Незрелые люди очень любят говорить о своих правах ,  а обязанности выполняют плохо , и очень обижаются , когда им напоминают об этом . На уроке стоит уменьшить контроль за такими детьми - они начинают бездельничать , хулиганить , хотя делают это без особой мести и злобы , а ради шутки , ради баловства , не задумываясь   над последствиями .  " незрелые " склонны постоянно подражать кому-то . Хорошо , если это будет положительный человек , но чаще они подражают совсем другим "героям”. Слабоволие таких подростков , их чрезмерная внушаемость и подчиняемость более сильными личностями могут привести к тому , что они становятся на неправильный путь , примыкают к плохим компаниям , начинают пить , курить , к стати не получая от этого особого удовольствия . Есть среди " недозревших " такие,  которые любят животных, таких кто сопереживает , любит помогать . Но они легко обещают , но забывают о своих обещаниях . Сперва делают , потом думают .

         Инфантилы бывают разные : у одних это врожденное свойство характера , у других  - следствие воспитания , у третьих- не желание быть взрослым. У некоторых даже переходит в патологию. Врачи работающие с призывниками , ломают головы , что делать с инфантилами , которых довольно много. Конечно , армия помогает "незрелым "дозреть . Просидев за нарушение дисциплины на гауптвахте или чистя картошку под руководством непреклонного  и сурового старшины , он познает прозаический смысл жизни и учится быть предусмотрительным . Но где гарантия , что он не выкинет "номер” от которого пострадает множество неповинных людей ?  У таких людей может быть " вечная весна " , а если мы поможем им , то к  18-20 годам они  станут такими ,  как все  сверстники или сверстницы. Поэтому важно воспитывать стремление к самостоятельности, выдержанности , умение довести начатое дело до конца, следует в меру культивировать в детях стремление к лидерству, у мальчиков вырабатывать формы мужского поведения. Таким детям следует давать больше заданий и строго контролировать их выполнение .

         Среди возрастных особенностей надо выделить и акселерацию - ускоренное созревание человеческого организма . Нормально,  когда акселерация - это синхронное ускорение темпа психофизического формирования. Патология , когда ускоренно созревают физиологические процессы и показатели физического развития ,  но отстает психическое развитие , особенно эмоционально- волевое.

         В пору тут вспомнить слова  А.С. Пушкина :

                            Блажен , кто смолоду был молод ,

                            Блажен , кто вовремя созрел.

         Подростковый возраст вообще-то-  это самый красивый период , это время выявления одаренности детей , время громадных положительных воздействий. Порой даже кажется, что если  бы  в мире было больше подростков, имеющих нормальное детство и не искалеченных взрослыми , наша жизнь была бы более честной и цельной, ибо своим нравственным максимализмом подростки воспитывают и нас взрослых . Вспомните притчу : " Отец грубо ведет себя со своими родителями . Увидев сына кричит : "ты смотришь?” . А он ему отвечает :” Смотрю , как надо будет с тобой обращаться , когда ты состаришься”

         Какими же  личностными качествами должны обладать юноши и девушки по окончанию школы?

1)Первая и основная группа качеств- те , которые связаны с самообслуживанием в школе и дома . Молодые люди должны уметь найти и устроиться на работу или учебу, нанять и оборудовать жилье, обеспечит  питание ( приобретение и приготовление ), справляться с социальной адаптацией в новой среде

2) Сложившееся мировоззрение , убеждения , система социальных установок , определяющих отношение к себе , людям , к миру( если этого нет , то мы говорим "Попал по влияние "и т.п.). Современные молодые люди должны знать право  в том объеме , чтобы не нарушать законы, помогать другим , защитить себя. Знать элементарные основы экономики.

3) Это нравственные основы личности  и ее культура. ( Это тема большая и наверное будет специально рассмотрена на следующих занятиях)