" Возрастные психологические особенности наших подростков "
Поговорим об интеллектуальном развитии в этом возрасте. С переходом в старшие классы изменяется положение детей в
системе деловых и личностных отношений с окружающими людьми. Все
большее место в жизни начинают занимать серьезные дела , все меньше
тратится время на отдых и развлечения. Возрастают требования к
интеллекту. И учителям и родителям приходится
переходить на новый стиль общения с подростками , больше апеллировать к
их разуму и логике , чем к чувствам.
В этом возрасте активно идет процесс познавательного развития . Науке до сих пор недостаточно известно , что происходит с сознанием
детей в этот возрастной период , как меняется их восприятие , внимание
и воображение . За совершенствованием таких познавательных процессов ,
как память , речь, мышление , наблюдать легче , и о них известно
больше.
Подростки
и юноши уже могут мыслить логически , способны к теоретическим
рассуждения и самоанализу. Они относительно свободно размышляют на
нравственные, политические и другие темы.
Важнейшее
интеллектуальное приобретение старшеклассников - умение оперировать
гипотезами , у них формируется теоретическое( или словесно -логическое
) мышление . Вот почему и школьные предметы становятся теоретическими (
"трудными” ).
Заметны у подростков рост сознания и самосознания , углубление знаний о себе , об окружающем мире.
Развитие
самосознания находит выражение в изменении мотивации учения , общения и
труда. Такой вид деятельности как игра отодвигается на второй план.
В
подростковом возрасте активно совершенствуется самоконтроль
деятельности , есть стремление к саморегуляции . Наша с вами задача
научить наших детей к предварительному планированию деятельности .
В этот период происходит дальнейшее совершенствование психологических процессов
. Перестраивается память : активно развивается логическая память , но
замедляется развитие механической памяти , что связано с увеличением
объема информации . У ученика могут возникнуть проблемы с памятью ;
наряду с этим появляется интерес к способом улучшения запоминания.
В
этом возрасте активное развитие получает чтение , монологическая и
письменная речь . Письменная речь улучшается в направлении от
способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на
заданную или произвольную тему. Вот почему мы пишем в школе так много сочинений , появляются юные поэты и писатели.
На базе ведущих видов деятельности : учения, общения и труда- продолжается развитие способностей детей .
В школе формируются и
развиваются коммуникативные способности учащихся , включающие умение
вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания , достигать
поставленных целей. В домашнем и другом труде идет активное становление
тех практических умений и навыков , которые в будущем могут понадобится
для совершенствования профессиональных способностей.
Подростковый
период отличается повышенной интеллектуальной активностью ,желанием
развивать , демонстрировать свои способности , получать высокую оценку
со стороны . Вот почему важно заметить , похвалить.Необходимо всячески
поддерживать и поощрять стремление к самообразованию подростков.
Переход
к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий
. влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии
организма, отношений , складывающихся у подростка с взрослыми ,
сверстниками , уровня развития познавательных процессов , интеллекта и
способностей.
Центр физической и духовной жизни перемещается из дома во внешний мир . Подростки стремятся к самовыражению и самоутверждению.
Быстро взрослеть подростка заставляют также физические изменения его организма.
Самый легкий способ достичь цели " быть как взрослый” состоит в подражании внешним формам наблюдаемого поведения .
Желаемый
образ "Я” у подростков обычно складывается из ценимых ими достоинств
других людей . Вот почему так важно нравственное воспитание , мы
обязаны научить отличать истинно положительное от ложного.
Дети
в этом возрасте любят приключенческие , детективные , романтические
фильмы и литературу , так как их героям присущи мужество , смелость ,
сила воли . Многие именно в этом возрасте начинают заниматься спортом ,
развитием у себя волевых качеств.
В
подростковом возрасте выбирают будущую профессию . Отсюда и появление
мотива учения к выбранным предметам . Важно не сузить круг этих предметов , научить детей навыкам самообразования , так как в дополнение к общеобразовательной программе должно
быть дополнительное дифференцированное по способностям обучение с
элементами профессионализации . В этот период формируются и развиваются
организаторские способности, деловитость и предприимчивость. Эти
качества мы , учителя , пытаемся прививать на уроках организуя деловые
игры , в самоуправлении классного коллектива . Вам , родителям , также
необходимо подумать где и когда вы можете дать ребенку стать взрослым:
доверьте домашнее хозяйство на определенный период, выделите сферу его
деятельности в доме и т.д.
Особенно благоприятные возможности для межвозрастного общения детей и взрослых создает их совместный труд . Делайте все вместе со своими детьми !
В
подростковом возрасте формируются новые критерии оценки личности и
деятельности взрослых. Появляется у подростков дифференцированное
отношение к учителям. Родителям важно , чтобы негативное отношение к
какому-то учителю не стало причиной не знания его предмета, конфликта с
этим преподавателем. Подростки ценят тех , кто их понимает .
Меняется и восприятие подростком самого себя . Если до 13 лет дети в основном дают себе отрицательные характеристики , то теперь это более высокая оценка себя как личности .
Нужно помнить , что у подростков очень обострено чувство справедливости .
Из-за того , что они видят в окружающем мире несправедливость, либо
преувеличивают что-то реально существующее , у них возникают реакции
оппозиции , конфликты с педагогами и родителями . Подростка необходимо
воспитывать именно в духе гибкого , не прямолинейного стремления к
справедливости , тогда воспитание будет встречать в нем душевный отклик
и формировать авторитет старших.
Интеллектуальное
развитие детей можно ускорить по трем направлениям : понятийный строй
мышления , речевой интеллект , внутренний план действий. Мы на своих
уроках учим их планировать свой ответ , свою деятельность , произносить
публичные речи , вести дискуссии . То же можете проделывать и вы ,
уважаемые родители ( Помните , я в 11 классе 1 сентября на классном
часе просила ваших детей публично выступить по данной тему; как видно ,
работать еще надо).
Понятийную структуру мышления мы учителя создаем не механическим заучиванием и повторением , а пытаемся довести смысл и логику явления , теории . Вам я тоже советую чаще спрашивать :”Почему так? Где логика?” Это позволит развивать понятийную структуру мышления.
В
подростковом возрасте важно формирование и развитие практического
интеллекта . В структуру практического интеллекта входят
предприимчивость , экономность , расчетливость , умение быстро и
оперативно решать возникающие задачи . ( Вот я записала в характеристике ....как это понять ? О какой предприимчивости идет речь? Как вы понимаете Предприимчивость?)( выгода для себя? в ущерб другим?)
Предприимчивость
проявляется в том , что в сложной жизненной ситуации человек способен
находить несколько решений жизненной проблемы , а главное - всегда
готов отыскать решение в практическом плане , из любой ситуации может
найти выход .
( как понимаете Экономность)( жадность?)
Экономность состоит
в том , что человек в состоянии найти такой способ действий , который с
наименьшими затратами и издержками приведет к нужному результату. (
Важно чтобы экономность стала нормой поведения . Я могу привести уйму
примеров когда дети экономят свое , и транжирят школьное ). Учите детей учитывать материальные затраты в хозяйстве, в доме , на гардероб , в приготовлении пищи , в заготовках на зиму и т д.
Расчетливость проявляется в
умении заглядывать далеко вперед , предвидеть последствия тех или иных
решений и действий , точно определять их результат и оценивать , чего
он может стоить .
Умение
оперативно решать поставленные задачи - это динамическая характеристика
практического интеллекта , проявляющаяся в количестве времени , которое проходит с момента возникновения задачи до ее практического решения .
Развитым можно считать такое практическое мышление , которое обладает всеми указанными свойствами .
Вернем
к вопросу самовоспитания . Как лучше помочь школьнику в его физическом,
волевом и нравственном самосовершенствовании ? Прежде всего надо
активно поощрять стремление к самовоспитанию с
первых признаков его проявления . Большую роль играет личный пример
родителей . Часто у подростков возникает противоречие между стремлением
к романтизму с одной стороны и прагматизмом ,
порождаемым экономическими условиями жизни . Романтический идеал
требует от личности аскетизма и скромности в своих притязаниях ,
прагматический , напротив , диктует стремление к материальному
благополучию. Надо показать детям , что в действительности
прагматические и романтические ценности вполне совместимы друг с другом
. На различных примерах жизни знаменитых и не
знаменитых людей можно показать , что романтики обладают деловыми
качествами , а " прагматики” - " деловые люди " - привлекательны
нравственными чертами и благородными поступками.
Эта картина для большинства детей , но не считалась бы работа учителя и роль родителей трудной , если бы все дети были одинаковы . Из этой общей картины есть исключения , возможны даже аномалии . Вот на некоторых мы и остановимся . Знакома вам фраза " Наши дети инфантильны "?
Прежде всего - это незрелые личности , они не знают , что можно
, а что нельзя , т.е . плохо понимают социальные ограничения , не
осознают последствия своих поступков . В жизни есть варианты ,когда эти
дети хорошо учатся , но из-за детскости ,типичной для младших
школьников , они неусидчивы , не проявляют волевых усилий , требуют
постоянного контроля. Незрелые люди очень любят говорить о своих правах
, а обязанности выполняют плохо , и очень
обижаются , когда им напоминают об этом . На уроке стоит уменьшить
контроль за такими детьми - они начинают бездельничать , хулиганить ,
хотя делают это без особой мести и злобы , а ради шутки , ради
баловства , не задумываясь над последствиями . "
незрелые " склонны постоянно подражать кому-то . Хорошо , если это
будет положительный человек , но чаще они подражают совсем другим
"героям”. Слабоволие таких подростков , их чрезмерная внушаемость и
подчиняемость более сильными личностями могут привести к тому , что они
становятся на неправильный путь , примыкают к плохим компаниям ,
начинают пить , курить , к стати не получая от этого особого
удовольствия . Есть среди " недозревших " такие, которые
любят животных, таких кто сопереживает , любит помогать . Но они легко
обещают , но забывают о своих обещаниях . Сперва делают , потом думают
.
Инфантилы бывают разные : у одних это врожденное свойство характера , у других -
следствие воспитания , у третьих- не желание быть взрослым. У некоторых
даже переходит в патологию. Врачи работающие с призывниками , ломают
головы , что делать с инфантилами , которых довольно много. Конечно ,
армия помогает "незрелым "дозреть . Просидев за нарушение дисциплины на
гауптвахте или чистя картошку под руководством непреклонного и
сурового старшины , он познает прозаический смысл жизни и учится быть
предусмотрительным . Но где гарантия , что он не выкинет "номер” от
которого пострадает множество неповинных людей ? У таких людей может быть " вечная весна " , а если мы поможем им , то к 18-20 годам они станут такими , как все сверстники
или сверстницы. Поэтому важно воспитывать стремление к
самостоятельности, выдержанности , умение довести начатое дело до
конца, следует в меру культивировать в детях стремление к лидерству, у
мальчиков вырабатывать формы мужского поведения. Таким детям следует
давать больше заданий и строго контролировать их выполнение .
Среди возрастных особенностей надо выделить и акселерацию - ускоренное созревание человеческого организма . Нормально, когда
акселерация - это синхронное ускорение темпа психофизического
формирования. Патология , когда ускоренно созревают физиологические
процессы и показатели физического развития , но отстает психическое развитие , особенно эмоционально- волевое.
В пору тут вспомнить слова А.С. Пушкина :
Блажен , кто смолоду был молод ,
Блажен , кто вовремя созрел.
Подростковый возраст вообще-то- это
самый красивый период , это время выявления одаренности детей , время
громадных положительных воздействий. Порой даже кажется, что если бы в
мире было больше подростков, имеющих нормальное детство и не
искалеченных взрослыми , наша жизнь была бы более честной и цельной,
ибо своим нравственным максимализмом подростки воспитывают и нас
взрослых . Вспомните притчу : " Отец грубо ведет себя со своими
родителями . Увидев сына кричит : "ты смотришь?” . А он ему отвечает :”
Смотрю , как надо будет с тобой обращаться , когда ты состаришься”
Какими же личностными качествами должны обладать юноши и девушки по окончанию школы?
1)Первая
и основная группа качеств- те , которые связаны с самообслуживанием в
школе и дома . Молодые люди должны уметь найти и устроиться на работу
или учебу, нанять и оборудовать жилье, обеспечит питание ( приобретение и приготовление ), справляться с социальной адаптацией в новой среде
2)
Сложившееся мировоззрение , убеждения , система социальных установок ,
определяющих отношение к себе , людям , к миру( если этого нет , то мы
говорим "Попал по влияние "и т.п.). Современные молодые люди должны
знать право в том объеме , чтобы не нарушать законы, помогать другим , защитить себя. Знать элементарные основы экономики.
3) Это нравственные основы личности и ее культура. ( Это тема большая и наверное будет специально рассмотрена на следующих занятиях) |