Среда, 12.12.2018, 06:32
Главная
Клуб програмистов и пользователей ЭВМ
Меню сайта


Категории каталога
Мои статьи [6]
Из опыта работы учителей [9]
Ученические рефераты [9]

Мини-чат
200

Наш опрос
Часто ли вы используете компьютер?
Всего ответов: 55

Главная » Статьи » Из опыта работы учителей

Как и кто оцениваент работу учителя.

Логинова Р.Н.

 

 

Как оценить деятельность учителя.

Оценить деятельность учителя,  на мой взгляд,  означает определить степень исполнения поставленных перед учителем задач. А это значит - по уровню обученности и воспитанности ученика. Но как учесть долю учителя в успехах ученика? Ведь на результаты  многих детей влияет большое число факторов, например, доучивают дома родители, репетиторы, есть различные курсы.        

Кто же оценивает учителя? Администрация школы, аттестационная комиссия, роо. Всегда ли они компетентны? Несомненно, не у всех хватает знаний, профессиональной интуиции,  опыта, а иногда просто чуткости.  Очень хочется, чтобы все они приходили искать у учителя  изюминки педагогического мастерства, а не ошибки в деятельности учителя, помогали педагогам избегать их. А администрация умела создать учителю условия для профессионального роста.

Мне пришлось пройти все ступени педагогической деятельности в малокомплектной сельской школе- учитель, завуч, директор, снова  учитель, поэтому я попытаюсь осветить некоторые свои взгляды, которые формировались на основе опыта работы. Скажете, на селе проще. Возможно так.

Нельзя оценить эффективность деятельности учителя «на глазок». Есть методики оценки деятельности учителя, например, В.А. Бухвалова. В «Записной книжке эксперта» авторов Р.М. Галиевой и И. А. Майорова, выпущенной в Казани в 2001году, есть описание  критериев отдельных компонентов каждой функции учителя и приводятся строгие математические формулы для подсчета оценки по каждому виду деятельности и рейтингу учителя. Мне,  как учителю точных наук, понятна и удобна такая методика. Но в  практике большинство опытных  завучей, директоров не пользуются математическими формулами. Я думаю, статистический метод с подсчетом рейтинга учителя по критериям, определив каждому критерию балл, в будущем будет применяться более активно. Например, баллы 1- критический, 2-удовлетворительный, 3-хороший, 4- высокий, 5- оптимальный.  Такой мониторинг можно записать в электронных таблицах, произвести  вычисления автоматически, построить различные наглядные  диаграммы. Они будут показывать сравнительные данные по годам и т.д.

Но надо всегда помнить, что не судят об эффективности работы учителя по отдельно взятому показателю, а делают выводы после изучения всей педагогической системы учителя.

Опытные руководители  умеют оценить объективно. Каждый имеет свою систему мониторинга и диагностики, она в основном опирается на педагогическую науку, но адаптируется к своей школе  и основывается на анализе исполнения учителем его профессиональных функций, показателей успеваемости, качества знаний,   Для каждого учителя  целесообразно составить педагогическую карту, методический паспорт. Это нужно не только администрации, но и самому учителю для самоанализа. В них ежегодно освещаются деятельность учителя, степень исполнения профессиональных функции педагогом. Это  коммуникативная, организационная, обучающая, развивающая, воспитывающая, общетрудовая (НОТ, оборудование кабинетов, умение пользоваться ИКТ), исследовательская, контрольно – оценочная функции и внеклассная работа. Ведется мониторинг за успеваемостью и качеством знаний учащихся. Проводятся различные тестирования среди коллег, учащихся, родителей на определение рейтинга  этого педагога. Комплексная диагностика позволит оценить профессиональный рост учителя. Ведь  при оценке деятельности учителя надо учитывать совершенствуется ли он. Например,  я не могу понять учителя, который сегодня считает, что ему не надо применять ИКТ.  Сравнительный анализ качества знаний с другими предметами в этих же классах, например, знания по физике, по географии, по химии дает возможность обнаружить пробелы, скрытые возможности. В случаях, когда эти характеристики сильно отличаются, надо искать причины и работать  над решением проблем в  педагогической системе учителя с низкими показателями. Но по одним высоким показателям в итоговых оценках, нельзя судить о качестве работы учителя в целом. Возможно, он не правильно выполняет оценочную функцию.

Нельзя считать отсутствием педагогического мастерства отказ учителя участвовать в различных конкурсах. Кстати, причины отказа часто бывает, как раз, с необъективность судейства. Наличие победителей олимпиад – это лишь один из показателей работы, и еще не доказывает высокий уровень мастерства учителя. Это касается и ЕГЭ. И вообще, результаты ЕГЭ можно использовать в качестве показателя уровня учебных достижений класса только тогда, когда число сдающих экзамен составляет более 90% от числа учеников в этом классе.

Точно также надо учитывать законы статистики, когда делают анкетирование среди учащихся, родителей, учителей. Разве можно сделать правильные  выводы по анкетированию на родительском собрании при низкой посещаемости их родителями?

Чтобы понять систему работы  учителя и делать выводы, проверяющему надо посещать не отдельные уроки,  и  даже не серию уроков, а полную дидактическую единицу учебного предмета (в зависимости от системы работы  учителя, например, при блочном планировании – один блок, чаще это одна тема).

 « И  швец, и жнец, и на дуде игрец»- это скорее всего об учителе. Чтобы учителя работали хорошо нужно не только материальное вознаграждение, но и моральное. А сегодня многие руководители перестали поощрять педагогов по итогам аттестации, считая присвоение категории уже поощрением. Порою, руководителю даже необходимо создавать «ситуацию успеха» учителю, давая ему реализоваться в доступных проектах.

Директора! Помните - правильная оценка достижений учителя стимулирует его к повышению педагогического мастерства.         

Категория: Из опыта работы учителей | Добавил: klybprog (11.10.2008)
Просмотров: 1375 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствую Вас, Гость!

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2018