Воскресенье, 05.05.2024, 12:02
Главная
Клуб програмистов и пользователей ЭВМ
Меню сайта


Категории каталога
Мои статьи [6]
Из опыта работы учителей [9]
Ученические рефераты [9]

Мини-чат
200

Наш опрос
Испытываете ли вы трудности при использовании компьютера?
Всего ответов: 29

Главная » Статьи » Из опыта работы учителей

Из опыта применения ИКТ на уроках физики

Опытом работы по применению ИКТ на уроках физики поделится учитель физики Большеполянской сош Логинова Р.Н.

Среди множества способов повышения эффективности урока, использование информационных технологий на сегодня занимает одно из ведущих мест. Безусловно, будущее - за информационными технологиями. С их помощью уже сегодня я могу решать  множество дидактических, организационных и методических проблем. Именно компьютерные технологии, на мой взгляд,  выходят сегодня на первое место при решении проблемы по организации работы со способными детьми, по самообразованию ученика. Компьютер способствует индивидуализации и дифференциации обучения. А главное, на мой взгляд, используя информационные технологии, я развиваю способности и навыки обучения и самообучения.

Успешность применения ИКТ зависит не только от учителя, но и от наличия техники и качества программного обеспечения. .

На сегодня в моей творческой лаборатории компьютерных технологий обучения есть:

1. Тесты для 7-11 классов по всем разделам физики. .

2. Модели физических явлений, опытов в презентациях и программах

3. Видиозадачник. авторы Фишман А.И., Скворцов А.И., Даминов Р.В., 1-4 ч.

4.ППС:

         - «Живая физика»( пл.«Формоза»);

          -«Открытая физика» (под редакцией Козела С.М)вер. 1.1, 2.5;

          -«ОТ плуга до лазера 2.0» ( Дэвид Маколи)

          -«Физика 7-11кл» (пл.1С:Образование);

           -«Физика» (ТПО «Северный очаг»); 

           -«Физика» 7-11 кл практикум (НФПК, пр.Физикон)  и др

А главное - после подключения в интернет возможности еще более расширились.Можно проводить интернет-уроки.

         Уже на этапе  подготовки к урокам, на  компьютере я с помощь текстового процессора  готовлю дидактические карточки, опорные конспекты, изготавливаю наглядный материал, различного рода инструкции к групповым работам. Часто в качестве опорного конспекта, с небольшими изменениями, использую конспекты из электронных пособий. Открытость систем ППС  позволяет дополнять материал, и систематизировать его на одной из платформ, в моем случае на платформе «1С ОБРАЗОВАНИЕ 3.0. Удобство заключается и в том, что она снабжена системой поиска.

Мои  компьютерные тесты составлены  как тренажеры и на  контроль знаний. В программе также предусмотрен звуковой сигнал при ошибке, чтобы учитель мог оперативно наблюдать за наличием ошибок. Оценка - один из важнейших инструментов  мотивации учебной деятельности. При регулярном компьютерном тестировании оперативно оцениваются знания ученика, ученик всегда считает эту оценку объективной, а я  всегда имею информацию о степени усвоения материала на уроке. Экономится учебное время.

Практикую и такие задания для детей: составить тест по теме «» в готовой программной оболочке. Правильно составленный тест также является средством контроля знаний, развивает предметную речь, активизирует деятельность. Ученики находят удовлетворение в такой работе.

            С помощь ЭВМ удобно реализовать принцип наглядности в обучении. На языках программирования составлены  модели различных физических явлений, например, опыт Резерфорда, электрическая дуга, модель атома и его ядра, модели состояний вещества и др. Модели эти действующие, в них можно производить действия, например, показать, как делится ядро урана. Это уже  не просто картинка, как это было еще   лет  десять назад.  Изложение учебного материала, лекции всегда можно сопровождать материалами из готовых программных средств. Это видиофильмы , презентации, демонстрационные опыты. Для показа отсутствующих современных приборов и устройств я  выбираю их снимки  из ППС «Физика» под редакцией Ханнановой Н.К., современную технику просматриваем по интерактивной энциклопедии «От плуга до лазера». Большое применение   на уроках у иллюстративного материала составлено мною и моими учениками  в POWER POINT в виде презентаций.

 В 11 классе, в четвертой четверти ученики, для которых физика и астрономия  не профильный предмет, в качестве зачетной работы составляют презентацию в POWER POINT, а те, кто занимался исследованиями в физике, пишут рефераты, оформляют проекты  в текстовом процессоре  WORD.  На уроках информатики, а также дети, посещающие кружок «Информационно-Коммуникационные Технологии», также  готовят в POWER POINT проекты по различным темам: «Рычаг», «Виды движения», «Строение вещества», «Наука и нравственность»  и др. Затем они сами демонстрируют показ, объясняя эту тему на уроках повторения в 11 классе или в классах среднего звена. Такая работа систематизирует знания учащихся по физике, готовит детей к публичным выступлениям.

         Кстати, систематизации знаний способствует и работа с обобщенными таблицами. Такие таблицы есть, например,  в электронном пособии «Физика 7-11кл» (пл.1С:Образование). Некоторые я распечатываю и устанавливаю на стенде «К уроку».

 Видиозадачник  КГУ, подготовленный А.И Фишман, Р.В.Даминовым и А.И.Скворцовым стал для меня не просто средством для постановки конкретной проблемы-задачи, а целой кладезю интересных дидактических моментов. Я, например, говорю ребятам: «Сегодня к нам на урок придет профессор Фишман Александр Израилевич». У детей загораются глаза, повышается интерес к следующему этапу урока. Они готовы к восприятию новых знаний. Или могу показать автограф одного из автора с наилучшими пожеланиями ученикам , они сразу оживляются. Иногда перед работой говорю, что сегодня мы воспользуемся лабораторией КГУ. Этот видиозадачник можно применять и для иллюстрации физического явления,  для показа технологии физического эксперимента. Делать это можно также на различных этапах урока: для создания проблемной ситуации. для закрепления, для контроля знаний. Многие программные средства хороши тем, что их составители заботились о развитии ученика, оставляли время на обдумывание физического процесса. Большинство содержат и ссылки, справочный материал. Приведу пример, в 7 классе на уроке после изучения Архимедовой силы и выяснения условия плавания тел , решаем ряд экспериментальных задач, затем я предлагаю им задачу из видиозадачника «Нам поможет Архимед». Многие справляются с ней без дополнительных комментариев.

У многих детей возникает желание собрать, сконструировать установки опытов из видиозадачника и проверить происходящие явления, что они и делают, при этом пополняя нашу лабораторию.

Но все это возможно тогда, когда твои дети умеют пользоваться ЭВМ имеют навыки быстрой работы. Поэтому я часто провожу интегрированные уроки «информатика + математика + физика». Это экономит учебное время, усиливает межпредметную связь. Например, раздел « Механическое движение, его виды» в 7, 9 , 10 классах немыслим без алгебры. Графические исследования проводим на ЭВМ. Задачи на определение встретятся ли машины или  догонит ли за 9 секунд одно тело другое, легко и красиво  решаются с помощью графиков. Уже с 7 класса учу детей писать простые линейные программы к типовым  задачам по физике. Например, учу оформлять задачу на движение в тетради, говорю о том , что надо делать все одной выбранной системе единиц. И на этом же уроке показываю команду ввода, вывода и присвоения  на языке Бейсик. Затем выполнив ряд типовых задач можно сравнить кто больше решил, те кто решал за компьютером или те, кто делал  в тетради (класс делится на две группы, всем ЭВМ не хватает). В 9,11 классах использую электронные таблицы. Например, для нахождения энергии связи, удельной энергии связи или определения энергетического выхода ядерной реакции пользуемся записью формул   в Ехсеl и экономим время в вычислениях. В Ехсеl провожу и исследовательские работы: например определение траектории движения по заданному уравнению, зависимость тормозного пути и другие. Дети  на лабораторных работах с помощью табличного редактора ведут обработку данных эксперимента, определяют относительную погрешность, исследуют. Например, в 10 классе,  для определения характера зависимости силы упругости от  рода вещества, строим график этой зависимости и выявляем линейность его, далее определяем коэффициент упругости.

Но больше исследовательские работы провожу в индивидуальном режиме на электронных пособиях. Пример таких работ:«Влияние сопротивления воздуха на траекторию снаряда», «Движение по наклонной плоскости», «Движение тела в поле тяготения» и др.  Методика здесь такова: класс делится  на группы или пары: одно и то явление изучают различными способами теоретический подход, реальный и виртуальный эксперимент. Далее каждый рассказывает о результате исследований.

 В ряде из ППС имеются контрольные задания, тесты и учет знаний и выполненной работы, что позволяет проследить индивидуальную работу ученика на компьютере на  уроке и вне урока.

С подключением в Интернет  учащиеся и я получили доступ к огромному объему информации. Учимся искать и отбирать нужную информацию. Важно научиться выбирать ключевые слова  для поиска,  систематизировать собранную информацию, проанализировать ее.  Работу в Интернет мы еще только осваиваем, много еще проблем. Но думаю, что мы не будем только пассивными потребителями. Уже сейчас мы выходим на сайты вузов,  учителей   и др , пользуемся электронными учебниками, почтой.

Интерес детей к применению компьютерных технологий в физике высокий. Я организовала и уже более пяти  лет руковожу работой кружка «Физика с дисплея ЭВМ» . Это разновозрастной кружок , и большая часть времени занятий на нем идет по индивидуальным планам учащихся, которые мы составляем вместе.

Но, применяя на уроке компьютерные технологии, надо всегда помнить о вредном  воздействии ЭВМ на организм ученика. Поэтому урок должен соответствовать всем требованиям по обеспечению безопасности здоровья ребенка. Прежде всего мы оборудовали кабинет (замечу, что специального оборудования мы , к сожалению, не получили , а делали все сами). Для снятия ионизации два раза в день делаем влажную уборку, соблюдаем режим сквозного проветривания. Уроки проходят с обязательными специальными упражнениями. В младших классах делаем их со стихами и всегда под музыку. Но самое главное,  моя задача не только сберечь здоровье ребенка и свое, но и  зародить в нем стремление к здоровому образу жизни. Проделываемое в классе должно стать нормой в повседневной жизни (верю, что и у нас в деревне очень скоро появятся домашние компьютеры). Я должна подготовить выпускников к жизни и профессиональной деятельности в условиях информационного общества.

Своим опытом применения ИКТ на уроках я постоянно делюсь с коллегами, даже проводила кружок для учителей нашей школы для обучения работе на ЭВМ. Неоднократно показывала открытые уроки с компьютерной поддержкой, опыт коллеги одобряли. Эксперты, например, в декабре 2004 года       преподаватели лицея 33 при КГУ  Скобельцина Е.Г., Даминова Р.М., посетив уроки физики и ознакомившись с лабораторией постановили, что «компьютеры  используются на уроке по назначению».

В августе 2005 года  наша школа проводила районную научно- практическую конференцию . Я руководила секцией « Компьютерные технологии в обучении и воспитании». Заседание сопровождалось компьютерной презентацией. Рассмотрели вопросы:

1.     Компьютерные технологии – технологии направленные на индивидуальное, дифференцированное обучение учащихся.

2.     Место и роль ЭВМ на уроке.

3.     ЭВМ и здоровье детей .

4.     Интегрированные уроки с применением ЭВМ.

Мы ставили    цель обобщения и распространения опыта применения компьютера в учебно-воспитательном процессе. Фрагменты уроков с компьютерной поддержкой , тестирование на ЭВМ, модель исследования в виртуальном мире  всем понравились.

Категория: Из опыта работы учителей | Добавил: klybprog (08.04.2008)
Просмотров: 10220 | Рейтинг: 4.5/8 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствую Вас, Гость!

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024