Методика постоянно расширяющейся деятельности
Логинов Н.И. – учитель ОБЖ , февраль 2008год
На изучение ОБЖ в школе выделяется недостаточно учебного времени. Невозможно на уроках полноценно обучить учащихся действиям с ЧС. Поэтому и возникла технология постоянно расширяющейся деятельности. Суть ее в том, что обучение заключается в углублении знаний, а воспитание происходит в постоянно расширяющейся деятельности, благодаря которой развивается личность ребенка, формируется гражданственность, патриотизм, моральная стойкость, чувства коллективизма и взаимопомощи, готовность к служению Родине. Настоящим человеком становится только тот, чьи стремления утверждаются повседневной активностью, полезными делами, благородными поступками. Этой цели служат постоянно расширяющаяся деятельность учащихся с использованием воспитывающей силы коллектива.
Весь учебный процесс, в описываемой мною технологии, направлен на приобщение детей к творчеству, воспитание социально значимых качеств личности. Здесь важно чтобы коллектив работал дружно, огромна роль классных руководителей и организаторов внеклассной работы. Целесообразно учителям проводить интегрированные уроки и организовать совместные проектные работы ученику. Так, например, учитель информатики дает проектную работу по теме « Текстовый редактор» оформить реферат, а тему реферата дает учитель ОБЖ. Такую работу мы уже практикуем. Проводим и интегрированные уроки по физике и ОБЖ, темы «Механическое движение» + « Правила безопасности на дорогах», « Ядерная реакция»+ «Ядерное оружие» и др.. Много возможностей совместных мероприятий и с учителями биологии, химии, географии.
Хорошим дополнение к учебным занятиям служат встречи с интересными людьми, со специалистами - врачом, спасателем, военным, милиционером и др.
Посещение музеев, поездки в воинскую часть, экскурсии на природу, туристические слеты и другие мероприятия, в случае правильной организации, принесут дополнительные знания, навыки по многим предметам. Именно они будут формировать социально-значимые качества. Например, посещение краеведческого музея позволит ученику анализировать богатую информацию о жизни нашего общества на протяжении многих лет. А если бы создать вновь в своей школе краеведческий уголок ( про музей уже и не заикаемся), то это было бы коллективное творческое дело всей школы. Остается сожалеть, что мы растеряли то, что когда-то смогли собрать в старой школе.
Объектовые тренировки по ГО вырабатывают у учащихся своего рода шаблоны действий в различных техногенных ЧС. У нас с вами есть опыт проведения таких мероприятий. Напомню, что проведение дней ГО проводится по технологии дидактическая игра. Каждый получает определенную роль и выполняет ее. Важно правильное, четкое выполнение роли, в т.ч. и учителями и техперсоналом.
Военно-спортивные мероприятия типа «Зарница» одно из проверенных временем средств массового приобщения к освоению курса ОБЖ. Наиболее плодотворен подход к ней как к целостной системе, а не как к одномоментному событию. Практический опыт нашей школы убедительно свидетельствует, что эта деятельность позволяет формировать всесторонне развитую личность - юного гражданина России. Личность с активной жизненной позицией, способную к служению Отечеству, обладающую высокими морально- психологическими качествами.
Технология постоянно расширяющейся деятельности сама базируется на использование личностно-ориентированного подхода, использования методов дидактических игр, технологии проектов и других новых технологий.
В малокомплектной школе эффективность применения технологии постоянно расширяющейся деятельности зависит от активности всего педагогического коллектива. |