ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Киселёва И. Г. учитель русского языка и литературы Большеполянской средней школы
« Родной язык так сросся с личностью каждого,
что учить оному значит вместе и развивать духовные
способности учащихся. ( Ф. Буслаев.)
Школа – родное, знакомое всем с детства слово, общественно значимое. Основная задача школы во все времена – образование и воспитание здоровой, гармонически развитой личности. Цель современной школы состоит не только в том, чтобы научить ученика просто запоминать и воспроизводить полученные знания, но и, самое главное, научить применять их на практике, в жизни, быть конкурентоспособной личностью.
Существующая система школьного обучения русскому языку как родному сложилась в первой половине прошлого века. В настоящее время, когда проводится кампания по компьютеризации всей системы образования, возникла необходимость в разработке методики обучения школьников с применением новых информационных технологий. В современных условиях от учителя требуется постоянное совершенствование профессиональных умений и подтверждение своего мастерства. В нашу жизнь вошёл компьютер. Компьютерные технологии приобретают актуальность в процессе обучения. Здесь и индивидуализация обучения, и интенсификация самостоятельной работы учащихся. Одним из важных достоинств такой работы является моментальная обратная связь, т.е. анализ и оценка работы. Также возможность просмотра наглядного языкового материала. Визуальная насыщенность делает материал ярким, что способствует повышению интереса к предмету. В новых условиях учителю необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения.
В своей работе, на уроках русского языка, я применяю такие компьютерные программы, как:1) «Фраза» - обучающая программа- тренажёр по русскому языку;
2) 1С: Репетитор. Русский язык (1.0 а);
3) 1С: Репетитор 2.1. Сдаём ЕГЭ.
Данные программы помогают быстро и продуктивно повторить основные орфографические и пунктуационные правила, потренироваться в их практическом применении. С программой «Фраза» в течение прошедшего учебного года познакомились и работали учащиеся 5-11 классов. Языковой материал в программе распределён по классам (с 1 по 9 классы), а также по темам и по уровню сложности. Первоначально выполнение заданий программы я предлагала учащимся для повторения ранее изученных правил, далее при изучении новой темы, а затем для закрепления изученного материала и, конечно, для подготовки к экзаменам. Вначале в программе учащимся предлагается материал по определённой теме, например, вставить пропущенные буквы в словах. В процессе выполнения заданий программа реагирует на все допущенные ошибки, даёт объяснение и образец правильного выполнения. По окончании работы учащийся видит итог своей работы: количество допущенных ошибок и оценку своей работы. Таким образом, во время урока часть учащихся работала самостоятельно, анализируя и исправляя допущенные ошибки. Можно отметить возросший интерес учеников к изучению предмета, конкуренцию при получении отметок (ведь с компьютером не поспоришь). Данная программа может применяться как индивидуально, так и коллективно.
Программа 1С: Репетитор. Русский язык (1.0 а) предназначена для более глубокого изучения русского языка. В данной программе даётся подробный материал по изучению разделов языка: «Фонетика», «Лексикология», «Словообразование», «Морфология», «Синтаксис», «Орфография», «Пунктуация» и «Подготовка в ВУЗ». В программе богатый теоретический материал, практические задания, также оцениваемые после их выполнения и необходимые советы и памятки. С данной программой работали учащиеся старших классов. Одновременно учащиеся работали с Программой 1С: Репетитор 2.1.Сдаём ЕГЭ. Я считаю, что с данной программой должен познакомиться каждый выпускник, и не только познакомиться, а проработать её полностью. Программа разработана в соответствии с экзаменационными требованиями. Проработав весь материал программы, учащийся, возможно будущий абитуриент, получает необходимые навыки выполнения заданий ЕГЭ, одновременно повторяя учебный материал и устраняя пробелы в знаниях.
В заключении хочется отметить, что методически обоснованное сочетание коллективного и одновременно индивидуального обучения, возможность самоконтроля и контроля со стороны преподавателя и родителей,- всё это способствует более успешной подготовке к поступлению в высшие учебные заведения и повышает результативность самообразования современного школьника. |