Понедельник, 06.05.2024, 07:27
Главная
Клуб програмистов и пользователей ЭВМ
Меню сайта


Категории каталога
Мои статьи [6]
Из опыта работы учителей [9]
Ученические рефераты [9]

Мини-чат
200

Наш опрос
Считаете что компьютер не обходим на каждом уроке
Всего ответов: 56

Главная » Статьи » Ученические рефераты

Реферат" Сельская школа будущего"

 

 

         Автор:   Ботаева Евгения.

Введение.

Учительская работа одна из самых благородных на свете. Этим она и привлекает меня к себе. В будущем я планирую стать учителем математики и информатики. Да и проблемы образования и воспитания касаются каждого человека: ученика, учителя, родителей - как участников этого  процесса; депутатов и министров, отвечающих за будущее и настоящее поколений; молодых людей, которые будут учить своих детей. Ведь самое главное богатство страны – это его народ, национальным достоянием является интеллектуальный потенциал каждого поколения. И если будет плохим качество обучения, то это грозит национальной безопасности страны и является национальным бедствием. Хорошо,  что президент в качестве одной из национальных программ на 2006 год выдвинул программу по финансированию  образования.

В последние годы мы все чаще становимся участниками  реформ в области образования,  а сегодня это называют модернизацией. И это является необходимым, потому что социально-экономические изменения в стране, научно технический прогресс заставляют школу гибко реагировать на запросы общества. Но важно при этом не растерять накопленный положительный опыт.

Перечислю некоторые нерешенные проблемы образования. В сельской школе до сих пор не используются передовые технологии обучения, не все учителя имеют компьютерную грамотность. И материальные возможности ограничены. Компьютеров - один – два. Цифры о том, что на селе компьютеров на одного ученика больше, чем в городе, не отражают реальной действительности. Да больше, но это не компьютерный класс!  Нет современного оснащения по    физической и химической лабораториям., бедны библиотеки школы и села, совсем нет подписки на научно-популярные журналы. Хорошо ,если в семье есть материальный достаток. Но в нашем селе это единичные семьи. Правда есть и положительная сторона – в школьной библиотеке появился компьютер, …но он еще не подсоединен к Интернету и библиотекари не могут нам помочь в силу разных причин ( от отсутствия знаний до отсутствия оплаты им за работу)  

Слова американского учителя Кони Скаута о том, что даже учитель, получивший диплом в конце 19 века, может сегодня прийти в класс и начать урок, относятся в полной мере к нам. Школа консервативна:  в ней царит классно-урочная система и основные инструменты учителя до сих пор -доска и мел. Единицы пользуются передовыми технологиями.

Мы чувствуем себя комфортно, когда уроки бывают нестандартными, с применением деловых игр. В  тот период,  когда в школе бывают «Дни самоуправления», мы проводим уроки в младших классах ,и я  прихожу к выводу, что ученики должны учится в деятельности: в игре, в проведении эксперимента, в исследованиях различных явлений. Учитель не может дать нам  всех знаний, надо научиться познавать, научиться добывать знания из разных источников. Еще ученику надо иметь хорошую работоспособность, упорство, трудолюбие и здоровье. А где научиться этому? Если говорить о здоровье, то конечно на уроках ОБЖ нам стараются довести до сознания, что мы в первую очередь сами должны заботиться о нем, и дают некоторые знания по ОБЖ. Но говорят, что этот предмет исчезнет из нашей обязательной программы. Но  ОБЖ связывает наши знания по различным предметам и доказывает их значимость и необходимость в жизни, учит ЗОЖ и безопасности. Все мы станем специалистами и уже сегодня мы должны понять, что надо уметь использовать свои знания  в обеспечении безопасности путем создания систем защиты. Специалист должен помнить об этом при проектировании, создании, эксплуатации новых систем - будь то предметы быта, производственное оборудование, новые технологии, произведения искусства или другие виды деятельности.

В классах учатся самые разные дети, у них свои индивидуальные особенности, способности, склонности. И все пришли  учиться. Учителя стараются найти способы обучения каждого: готовят разные по трудности задания, контрольные работы.  Возможности дифференцированного обучения в сельской местности ограничены: учащихся мало и нет возможности создать целые классы с углубленным изучением отдельных предметов.

Правда есть факультативные и групповые занятия , но в маленькой школе их выбор ограничен. Например, в 9 классе всего 6 учеников, 2 из них интересуются математикой, 1 – историей, 1 – литературой, 1 – экологией, 1 – химией. В школе в лучшем случае будет один факультатив по …а здесь еще надо спросить, какому учителю дирекция даст этот учебный час. Часто они вынуждены учитывать не только интересы учеников, но и нагрузку учителя.

         По планам профильного обучения, который нам предлагают (в нашей школе еще не ввели),  желаемые элективные курсы, при их отсутствии в своей школе,  ученик выбирает в соседних  школах. В эти школы  ему надо будет выезжать. На мой взгляд, это не лучшее решение проблемы. А судить об этом я могу по тому, как добираются дети из маленьких сел в нашу школу. У них транспорт бывает не всегда: то бензина нет, то оплату не сделали, то иные причины.  Очень много бывает траты времени впустую.

         С ЕГЭ также не все гладко. На первый взгляд, для деревенских детей это самый хороший вариант. Но почему так осторожны к его результатам ведущие университеты: КГУ, МГУ и их руководители? Действительно,  один ЕГЭ, также как и один аттестат,  не дает истинной информации о подготовленности и потенциальных возможностях  абитуриента.

Как видим -  проблем хватает.  Изменения, происходящие в обществе, требуют изменений в системе образования.  

В своей работе я попытаюсь спроектировать сельскую школу, которая должна учить, воспитывать и развивать  учеников в комфортных условиях, с применением передовых технологий. Выпускники школы должны быть подготовлены к дальнейшему обучению в вузах, колледжах или профтехучилищах. В школе они должны сделать  свой профессиональный выбор.

 

 

Сельская школа будущего.

Как же нам достигнуть идеала высокотехнологичного образовательного учреждения? Если спросить у любого ученика о школе будущего, каждый опишет уютный и чистый класс, компьютер с проектором, цифровую доску. Обязательно скажет, что должен быть Интернет-класс, будет мечтать о том, что бы для проведения диспутов, конференций была специальная аудитория, где все собеседники смотрели бы друг  другу в глаза. Учителей -  добрых, умных. Всем детям важно чтобы педагог не только учил, но и понимал тебя. Хорошо бы иметь комнату отдыха с тренажерами и многое другое.

 Как все это сделать реальным? Сколько времени потребуется для этого?

В моем понятии «школа» – это единый организм, в который входят ученики, учителя, дирекция школы, родители. Все ответственны за ее состояние, за ее престиж, за успехи и неудачи. Все это возможно лишь  при наличии демократических основ в школе. Хотя и сегодня мы имеем собственный Устав школы, Совет школы, детскую организацию СНТ «Луч», но участие детей, родителей , учителей в жизни школы пассивное. И отражает это настроение всего населения. Нет стабильности, законности, порядка в государстве - все это отражается на всех уровнях. Даже недавние выборы местных органов самоуправления прошли без дискуссий и сходов граждан,  не было даже альтернативных кандидатур. Наше безразличие и пассивность, на мой взгляд, ведут не к демократии, а авторитаризму, к беззаконию.

 Если в школе нет детского самоуправления, то отсутствует и ответственность. Через самоуправление в школе мы можем воспитать активную позицию каждого члена коллектива.

Поэтому по  моему проекту   школа должно строиться на следующих принципах:

-  гуманизма и демократизма;

- каждый день делаем доброе дело;

- учимся, отдыхаем, работаем - сообща, в сотрудничестве;

-  применяем технологии развивающего обучения, личностный подход;

- учиться должно быть интересно  всем;

Школа должна  выполнять следующие задачи:

- ученик  должен в школе получить прочные знания,  научиться  добывать знания и применять их;

- выпускник школы- человек мыслящий, физически здоровый, с активной жизненной позицией и высокими нравственными качествами, готовый в самостоятельной жизни.

 Президент в одном из выступлений говорил о том, что будет всеобщее среднее образование. Вероятно, это нас ждет. Да и почти не уезжают из села учиться после 9 класса, а  трудоустроиться на селе негде.  И родители не отпускают в город, и сами еще не определились. Поэтому в моей школе будут обучаться дети с первого по 11 класс. Занятия будут проходить в школьном здании. Почему об этом пишу, потому что некоторые мои сверстники предлагают  использовать ИКТ и, не вставая с постели,  получать учебные задания по электронной почте. На мой взгляд, живое общение ничем нельзя заменить. Все остальное только дополняет непосредственный контакт класса и учителя. Также как и с родителями нужно живое общение. Само школьное здание должно быть похожим на дом, уютным и чистым. Обязательно должна быть столовая, меню которое содержало бы обед из трех блюд, обязательно салаты. И отдельный  обед для тех, у кого есть проблемы со здоровьем. Сейчас мы удешевляем стоимость обедов за счет продукции с пришкольного участка. Но это только овощи. А вот мяса всегда недостаточно. Раньше, когда учились наши родители, при школе было подсобное хозяйство, содержали кроликов, свиней.  Если бы школьная производственная бригада занялась круглогодичным уходом, например, за крупным рогатым скотом – бычками, то обеды , действительно были бы подешевле. Да и заниматься производительным трудом, доступным нам , лучше, чем проводить уроки технологии в необорудованном кабинете труда.   И в моей школе я вернусь к производительному труду школьников. Это может быть и пчеловодство, и школьное лесничество и другие отрасли. Школа первой должно начать заниматься предпринимательством на селе. Здесь дети должны получить первый опыт по организации своего хозяйства или малого предприятия.    

  Материальное положение школы, конечно,  нужно улучшать, но государство еще не в состоянии обеспечить школу всем необходимым и, думаю, все пока будет уходить на компьютеризацию школы, на зарплату учителям.  Это первоочередное. Не получающий достаточную зарплату учитель, не будет работать по современным технологиям, ему некогда будет заниматься самообразованием. Он будет брать большую учебную нагрузку или искать дополнительный заработок.

А вот от правильно организованного производительного труда будут дополнительные доходы. Да и отношение к школе изменится, люди дела будут уважать школьные коллективы, не стыдно будет просит  помощь. Спонсор должен быть уверен, что дает деньги на конкретные дела, людям дела. Изменится и отношение детей к имуществу, к обязанностям в школе. Каждый будет знать, что это его собственный труд, его школа. При бережном отношении к имуществу,  будет пополняться материальное обеспечение  школы современным оборудованием и мебелью. ( Хорошо, что у нас современное новое здание)

Учебная нагрузку и количество обязательных предметов для нас по существующему плану, мне кажется оптимальным.  Поэтому я предлагаю, в первой половине дня проводить обязательные уроки во всех классах от 1-ого до 11ого. Это будет от 3 до 5 часов в зависимости от класса..(См Приложение 2)

Поскольку начальные классы у нас по одному комплекту, а иногда и совместное обучение двух классов, то осуществить дифференцированный подход через «классы выравнивания» невозможно. Поэтому учителя будут осуществлять индивидуально-личностный и дифференцированный подход к ученикам  на уроках. Как в прочем они сейчас и пытаются делать. Для детей же  все же отстающих от класса ,  должны быть дополнительные занятия . Но это не должно быть продолжением урока, а интересным занятием , где они могли бы самоутвердиться, получить удовольствие . Это возможно осуществить,  применяя игровую методику. Учитель должен создавать маленькому ученику ситуацию успеха.

   После обязательных уроков - активный отдых и сытный обед. Затем продолжить работу по выбору. Форму этой работы предлагаю следующую. В школе организовать два научных общества учащихся - естественно-математического и гуманитарного направления, а также спортивно- оздоровительное общество. Каждый из них будет иметь свои секции и строиться на принципах добровольности участия ученика в нем, у членов этого общества должны быть совместно разработаны положение, устав, план работы. Сейчас в нашей школе есть общество любителей физики. Но мне хотелось бы чтобы были в нем секции и по другим предметам. В рамках этих сформировавшихся секций и проходили бы занятия по выбору и элективные курсы. Группы естественно будут разновозрастными - в них будут учащиеся 7-11 классов. К тому же ученики могут переходить из одного формирования в другое, если найдут необходимым для себя. Поэтому занятия в них должны проводиться по технологии разновозрастного обучения. Задачи к занятию будут ставиться как для каждого возраста, так для всей группы. Точнее даже надо сказать, не о возрасте, а о достигнутом уровне. Например, ученики 9 класса  занимаются в секции физики  один уже три года, другой два, потому один год он занимался химией. Возможен и вариант при одинаковом временном промежутке, разный уровень усвоения. занятия эти могут проходить в самых разных видах: деловые игры, с применением ЭВТ и Интернет, с применением КСО ( коллективных способов обучения), конференции, семинары, экскурсии, диспуты. Таким занятиям будут характерны широкие межпредметные связи.  Занятия также могут быть в рамках одной секции , всего научного общества или даже разных НОУ.  Должны в НОУ проводиться КТД ( коллективные творческие дела). Эти секции должны стать центром для творческой, исследовательской работы учащихся. А руководить этими обществами должны завучи. Они будут для занятий привлекать учителей предметников, библиотекарей, и даже специалистов «со стороны». Поэтому и структура школьной дирекции должна быть другой. В школе должны быть два завуча ( по естественно-математическим дисциплинам и по гуманитарным предметам) и заместитель директора по организации спортивно-оздоровительной работы,  досуга детей и п.д. – назовем его организатор. Оба завуча  отвечают за учебно-воспитательный процесс в своей области , организатор сам является организатором всех  общешкольных КТД, руководит детскими формированиями СНТ( союз наследников Татарстана) и подростковым клубом. К своей работе он привлекает классных руководителей, библиотекаря, учителей физкультуры, ОБЖ, руководителей кружков.  ( см.. приложение 1).

При такой структуре все в дирекции выполняют функции как контролирующие, так и сами организуют работу с детьми. Причем это степень организации более высокого уровня, чем обычный урок. Поэтому завучи должны быть профессионалами широкого круга знаний, с высокой квалификацией, желательно люди помоложе. Руководство НОУ должно являться частью должностных обязанностей завуча. Он должен искать специалистов для занятий, составлять расписание для них.

Сейчас у нас есть школьный театр. Мне он очень нравится. Такой театр является центром культуры в деревне. Его концерты ждут сельчане. Руководителем такого театра может быть учитель- энтузиаст или художественный руководитель СДК.

Хотелось бы,  чтобы на уровне Министерства образования РТ были созданы «Передвижные лаборатории». Эти лаборатории надо оборудовать на базе различных институтов. Высококвалифицированные специалисты могли бы по 1-2 раза в год выезжать и показывать эксперименты , проводить опыты, читать лекции. Конечно, сейчас много программных продуктов для школ , например, по физике есть диск с опытами профессора Фишмана А.И. Мне они нравятся, но увидеть и услышать самих ученых гораздо интереснее . Одно не должно исключать другое.

Четыре раза в год в школе должны проходить научно- практические конференции учащихся в школе, а один – два раза на уровне района. Сельские школьники должны общаться на таком уровне, находить друзей-единомышленников в других школах, учиться выступать публично.

Для каждой конкретной школы свой выбор секций НОУ, свое распределение учебного времени по предметам. Зависит это от местных условий, потребностей обучающихся. В нашем селе, например,  население в большинстве мордва и русские, и  большинство хотят изучать татарский язык в рамках иностранного языка, но хорошо овладеть одним из государственных наших языков- русским. Поэтому не правильно, когда обязательных часов на русский язык выделено столько же, сколько на татарский. Другое дело во время занятий в НОУ,  желающие могут заняться углубленным изучением татарской литературы и языка.

Для итоговой аттестации учеников думаю проводить в школе ЕГЭ по предложенной системе надо. Но сделать его альтернативным к обычным экзаменам. Право выбора за каждым учеником.  В аттестате должно быть указано  сколько часов  по предмету учился ученик и его оценка. В настоящее время в аттестатах учеников с разным уровнем обучения стоит оценка «5», которая не дает информации об истинных знаниях учеников по этому предмету. Ученик гуманитарного класса с «5» по физике , где он занимался по 2 часа в неделю , знает не больше , чем ученик с оценкой «4» класса, где физика велась 5 часов в неделю. Работа в НОУ также должна отражаться в документах об образовании. Сейчас много говорят о портфолио ученика, но главным, всеобъемлющим должен быть аттестат о среднем образовании. Главные успехи и достижения должны быть записаны в нем.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

         Сельская  школа требует особого подхода. Недавно в передаче Гордона по TV  выступающий писатель из Вологодской области  прогнозировал, что с 2010 года основными поставщиками сельхозпродукции на мировом рынке будут  Россия и Канада. И хотя Гордон не согласился с писателем, думаю, село будет возрождаться  и развитие образования на селе должно способствовать этому. А точнее это будет обоюдный процесс.

 Школа – важнейшее звено в системе жизнеобеспечения села. Ее наличие дает жителю ощущение  полноты и стабильности, а отсутствие школы порождает чувство ущербности, обделённости , бесперспективности. Школу на селе ни в коем случае закрывать нельзя. Думаю, что  в течений 6-7 лет  массовую сельскую школу можно довести до уровня передовых школ.

Выделю основные предложения.

1. Учителя, директор   и завучи  должны много получать ( хорошую зарплату)  и много работать. Обязательно применять инновационные технологии и иметь компьютерную грамотность.

2. Профильное обучение в сельской школе  проводить через НОУ и  кружки,  применяя методику обучения в разновозрастных группах.

3. Сельская школа должна заниматься производительным трудом.

4. Обязательно детское самоуправление и демократическое устройство школы.

Представленная мною модель должно быть динамичной и развивающиеся, адаптироваться к местным условиям и традициям школы.

 

Литература:

 

1.Т. Войтенко « Обучение через саморазвитие и самовоспитание», «Директор школы», №3,2000г

2.М Гурьянова, В.Орлов, научные сотрудники  ИСПРсельской школыРАО, «Чего ждет от парламента сельская школа»,  «Советская Россия», 2004г, 7 февраля

3. «ЕГЭ»- « Открытый урок», Спецвыпуск №12,2004год

4.А.Михайлов « Разновозрастные уроки в сельской школе», «ОБЖ», №4,5, 2005, стр 11-17

5. Е.С.Полат . «Новые педагогические технологий».Курс дистанционного обучения.

6.Н.Н.Скатова «Коллективные способы обучения на уроках физики» , «Физика в школе»,№5, 2002г

7.А.Якупов «Курс безопасность жизни и деятельности человека- будущее России»- « ОБЖ» №6,2005, стр39-43

 

 

 

 

Категория: Ученические рефераты | Добавил: klybprog (09.04.2008)
Просмотров: 4326 | Рейтинг: 4.8/5 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствую Вас, Гость!

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024