Понедельник, 23.10.2017, 23:51
Главная
Клуб програмистов и пользователей ЭВМ
Меню сайта


Категории каталога
Мои статьи [6]
Из опыта работы учителей [9]
Ученические рефераты [9]

Мини-чат
200

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 71

Главная » Статьи » Мои статьи

Крящены
  30 октября 2009 года руководство России объявило о проведении переписи населения в октябре 2010 года. Во время переписи населения в 2002 года появился документ: «Обращение Государственного Совета Республики Татарстан к татарскому народу в связи с Всероссийской переписью населения в 2002 году». В нем Госсовет выступил «против политики дробления татарской нации», депутаты обратились к соотечественникам с призывом «о необходимости укрепления единства татарского народа». Ученые, например, доктор исторических наук Д.М.Исхаков, тоже доказывали, что «единство татарской нации имеет глубокие культурные корни, и сегодня наличие астраханских, сибирских татар, кряшен, мишар, нагайбаков имеет сугубо историко-этнографическое значение и не может служить базой для выделения самостоятельных народов». Это привело к тому, что в Татарстане велась активная агитации, за то чтобы все записались татарами. В результате такой деятельности получилась искаженная картина действительности: Численность кряшен в Республике Татарстан по данным Всероссийской переписи населения 2002 г. В итоге, в 2002 году кряшенами в Алексеевском районе записали 47 чел.. А только в деревне Кр.Баран нашего Алексеевского района проживает около 350 человек, которые называют себя крященами. Я тоже родился в этой деревне, мой папа крящен. А деревня Лебедино тоже раньше была местом компактного проживания крященных татар – Кызыл Су и там в настояшее время проживает более 55 крящен. Мне захотелось изучить происхождение этого народа, его культуру, места компактного проживания. Я захотел узнать о ярких представителех крящен. И возможно, в новой переписи не возникнут столь непонятные, точнее, ошибочные документы. Крящены (есть написание крящены, крещенные татары) - это отдельная этническая группа или это просто татары, которых крестили во времена Ивана Грозного? Д.М. Исхаков пишет: «Насчет истории кряшен много мифов - якобы они не татары, сформировались чуть ли не с булгарского времени, а то и пораньше и т.д. Все это - ерунда. Конечно, кряшены образовались за счет христианизации части татар и тому исторических доказательств предостаточно. А самый главный аргумент на этот счет - это единство языка и базовых элементов культуры у всех татар, включая и кряшен.» Так ли это на самом деле? Основная часть. Как велись переписи. Настоящая перепись в России состоялась в первый раз в 1897 г. Однако, она была проведена по методике, несколько уступавшей распространенной в то время на Западе. Национальность, например, определяли только на основе родного языка. Надо сказать, что чаще всего это соответствует действительности. Но там, где этнические процессы еще не были завершены, язык и этнос могли и не совпадать. Поэтому и были допущены довольно-таки серьезные ошибки. В 1920 году в Советской России перепись проводят по такой же методике. Начиная с 1926 года - выделяют отдельно родной язык и национальность. Затем переписи проводились в 1937, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989 годах. В 1897 г. в Казанской губернии по поводу переписи были волнения, так как пошли слухи, что их пересчитывают для отправки в Турцию. Допускались и ошибки. Так, например, в 1920 г. из-за того, что национальность определялось на основе родного языка, очень много татар оказались записанными в числе башкир. Во время этой переписи и следующей - 1926 г., как отдельный народ были зафиксированы кряшены (крещеные татары), чего позже уже не было. Татарстанские чиновники попытались использовать кряшен при определении статуса второй по численности нации в России - татар, отчего при сборе данных для Всероссийской переписи 2002 года национальность "кряшен" была под различными предлогами проигнорирована. Татарский драматург (депутат Госсовета РТ) Туфан Миннуллин, известный на тот момент своим непримиримым отношением к "изменникам нации", с экрана местного телевидения заметил, что никакой проблемы нет, а через 30-40 лет так называемые "кряшены" сами исчезнут среди татар. Происхождение кряшен В источниках часто упоминается случай о противостоянии в городе Булгар мусульманской и христианской общин в 1230 году. После завоевания Казани Иваном Грозным (1552) и присоединения Волжско-Камского региона к России христианство в крае стало вводиться принудительно. Делалось это достаточно активно. И неприязнь татар к землякам, исповедовавшим одну и ту же религию с завоевателями, а также к татарам, пожелавшим креститься, усилилась. Сельские общинники - кряшены, а также крещеные татары, не зная русского языка и резко сократив общение с соседями-мусульманами, вели закрытый и крайне замкнутый образ жизни. Например, пользовались старой арабской графикой. В культурном отношении они были ограничены рамками своей общины, традициями, основанными на симбиозе тюркских и финно-угорских обычаев (у кряшен до сих пор сохранились некоторые древние языческие обряды). Председатель ООК Егоров говорит:«Кто такие кряшены, и как мы появились - вопрос сложный. Главное, на мой взгляд, что мы есть. В каждом кряшенском доме хранятся семейные реликвии - национальная одежда, украшения. У нас также есть своя культура, традиции, и мы хотим, чтобы эти традиции не пресеклись.». Согласно традиционной точке зрения на проблему возникновения кряшен, формирование этой этноконфессиональной группы как самостоятельной общности происходило длительное время при участии финно-угорских и тюркских компонентов. Решающее же влияние на формирование кряшенов, как отдельной общности оказал процесс христианизации части татар Поволжья во второй половине XVI-XVII веках (сформировавшаяся в это время группа носит название "старокрещённых татар) и процесс христианизации нерусских народов Поволжья в первой половине XVIII века(новая группа татар, сформировавшаяся в это время, носит название «новокрещённых» В результате сформировались пять этнографических групп кряшенов, имеющих свои специфические отличия: казанско-татарская, елабужская, нагайбакская, молькеевская, чистопольская. В 1990-е годы появились альтернативные версии этногенеза кряшен, связанные с тем, что активизировавшаяся кряшенская интеллигенция, дистанцирующаяся от общепринятой точки зрения о насильственном крещении татар в XV—XIX веках, и как следствия этой политики, образования этнической группы кряшен, предприняла попытки научного обоснования положения о добровольном принятии частью булгар христианства. Почему бы не именно так. Большенство крящен деревни Кр.Баран считают себя булгарами и уверены, что пришли к христианству из язычества минуя ислам. Вероятность такой версии ничем не опровергается. Одну из таких версий в православных средствах массовой информации выдвигает историк и богослов А. В. Журавский. Согласно его версии крещёные татары не являются крещёнными в 16 веке татарами, а являются потомками тюркских племён, крещёных не позднее 12 века, проживавших в Волго-Камском регионе и ко времени падения Казанского ханства пребывавших в полуязыческом-полухристианском состоянии. Обоснования этой гипотезы А. В. Журавский видит в существовании некоторых фактов связанных с историей христианства в Волжской Булгарии. Так, например, в статье в газете «Татьянин день» Журавский, аргументируя эту точку зрения, отмечает: «Известен, например, христианский мученик XIII века Авраамий Болгарский (купец из Волжской Булгарии), умученный единоплеменниками-мусульманами в 1229 г. за отказ отречься от православия. Известно, что в Булгарах имелась древняя армянская (монофизитская) церковь, руины которой были уничтожены уже в советское время» . Ещё одну версию развивал казанский историк Максим Глухов. Он считал, что этноним «кряшены» восходит к историческому племени керчин — татарскому племени, известному как кераиты и исповедовавшему христианство с Х века. В конце XII века кераиты были покорены Чингисханом, но не утратили своей идентичности. Участие в завоевательных походах привело к появлению кераитов в Средней Азии и Восточной Европе. Позднее, при образовании самостоятельных Крымского и Казанского ханств большое число кераитов оказались в Крыму и на Средней Волге. Их потомки поныне живут в восточных районах Татарстана, сохраняя этноним в несколько деформированной виде, как реликт исторической памяти. Демография крящен Взглянем на демографию кряшен в XVIII - начале XX веков (причины, выбора данного периода: начиная с XVIII века сохранились отдельные сведения о численности крещеных татар, а в последний раз их учли как самостоятельную группу в советской статистике в 1926 году).В первой четверти XX столетия крещеные татары составляли 4,8 процента татар Поволжья и Приуралья, т.е. их число было незначительно. Мы имеем официальные данные по итогам переписи населения в РФ 2002 года. Кряшен в Татарстане насчитали тогда чуть более 18 тысяч. В России же в целом было около 25 тысяч человек. При Всероссийской переписи населения 2002 года на вопрос "Ваша национальная принадлежность?" были получены следующие варианты ответов: "крященцы" - 545, "крященые" - 763, "крещеные татары" - 7067, "кряшены" - 16.293. По предположениям, кряшен в Татарстане намного больше. Они есть во всех крупных городах, райцентрах и в 152 кряшенских деревнях, расположенных в 23 районах республики. Об искажении статистики говорит и справка полученная из Совета Большеполянского поселения Состав населения деревни Кр.Баран: Крящены19чел
Выборочный опрос 25 чел. населения Кр.Баран по анкете дал результат: Какой национальности вы принадлежите?( отметьте знаком +) Татары Знаком + не отметил ни один респонднет Крящены Знаком + отметили все 25 опрошенных Русские Знаком + не отменил ни один респондент  По опросу, проведенному мною, в нашей школе сегодня учится и работает 5 крященов. В деревне Большие Полянки проживает 12 чел. Это говорит, что при переписи населения 2002года либо отвечали неосознанно, либо переписчики им вопрос о национальности не задавали совсем, а записи внесли по старым паспортам или занесли сами. В новых паспортах нет национальности. Может случиться, что люди с христианскими именами будут считаться русскими? Вероятно, да. Ведь известны факты, например, обрусевший род Юсуповых. При потере родного языка это, конечно, может случиться. Этнографические группы крящен Особенности языка и традиционной культуры (народной культуры) позволяют выделить пять этнографических групп крещеных татар: казанско-татарская, елабужская, молькеевская, чистопольская и нагайбаки. Кряшены отличаются друг от друга (смотрите фотоснимки), Каждая группа кряшен имеет свою историю формирования - а эта история уводит в далекое прошлое. Казанско-татарская группа. В этой группе в первую очередь выделяются крящены, живущие в северной части Заказанья (Бикташева. Дурга, Чипия, Верхний и Малый Чура, Поршур, Нослы, Уресбашово, Нижнее Уресово, Оштормое-Юмья, Сердаус и др. деревни), По преданиям, которые сохранились в народной памяти, одна часть этих деревень (Бикташева, Чура. Поршур и др.) были удмуртскими деревнями. Названия многих перечисленных деревень взяты из названий удмуртских родов (по-удмуртски - воршуд), (такие термины имеют окончания -а, -я: Дурга. Чипья, Юмья, Чура). В некоторых деревнях в формировании кряшен участвовали финноугорские народы. Например, одна часть кряшен деревни Ташкирмен - отатарившаяся мордва (возможно, мордва-каратай). О том, что они происходят от мордвы, говорит наличие в головном уборе женщин одного элемента - это расположенный у виска комок из перьев утки. Точно такая же деталь была у женщин мордовок в прежние времена, Также известно о переселении в эту деревню определенной части чувашей. Крещенные татары д.Пакшино, состоят из переселенцев из Чистополя (в том числе и из мишарей). Одна часть крящен, живших в Мамадышском уезде (Комарова, Лыяшия-Уткино. Ку-мызанбаш, Васильево-Ажмяк, Жори и др.) - состоит из переселенцев татар-мусульман, переехавших сюда из соседних деревень, расположенных около речки Нократ (Вятки), Скажем, население деревни Жори состояло из выходцев деревни Старые Жори (в период Казанского ханства это центр Зюрейской "даруги"), а Ажмяк - из выходцев деревни Ишкай. Но эти кряшены потихоньку с правобережья реки Нократ переселились в левобережье и участвовали в формировании елабужских кряшен (об этом смотрите ниже). Однако большое число кряшен из Заказанья переселяется в районы Восточного Закамья, ближе к Мензелинску (в XVII-XVIII веках). В этих краях деревни крещенных татар впервые упоминаются в первоисточниках в 1676 году (деревни Ляке и Баграж), Елабужская группа. При формировании этой группы, кроме переселенцев из Мамадышского края, участвовали и местные компоненты. Об этом рассказывает "Баит о Елабуге". Имя Сайтяка сохранилось в названии деревни Сатяково, где живут крещенные татары. По нашему мнению, это имя присуще ногайцам. Фактов, подтверждающих то, что в Елабужских землях проживали ногайцы, очень много. Например, в легендах здешних удмуртов рассказывается о том, что их предки воевали с богатырями "нугоя". По рассказам Бориса Ишболдина (ученый, живущий в Америке, происходит из деревни Ишболдино, расположенной около Елабуги, из рода обрусевших Ишболдиных), род его предков своими корнями соединяется с Идегеем: Алчагир мурза (сын ногайского князя Мусы), его внук Ишбулды (брат его жил у Урак мурзы), В 1546 году прибывает в Казань и живет во дворце Казанского хана Сафа Гирея. Затем служит хану Ядегеру, а в 1552 году во время осады Казани русскими. под предводительством ногайца Улу-бея держит оборону около пригорода Казани (слобода "Бишбалта"). После взятия Казани русскими бежит в сторону Елабуги. В начале XVII) столетия происходивший из рода Ишбулдиных Ишбулат принимает христианство (эта ветвь впоследствии обрусела). По мнению некоторых ученых, в состав елабужских кряшен вошли и марийцы, и удмурты (особенно южные удмурты - ары), В последнее время выяснилось, что в этих краях кроме удмуртов жили и группы угров (например, группы, которые носили названия племен Тирса, частично. Байлар, Енай, живших в бассейне реки Иж: они некоторое время считались "башкирами", но несомненно, своими корнями соединяются с уграми), Одна часть представителей этой группы проживала в Мензелинской стороне и, по всей вероятности, участвовала в формировании живших там крящен. В общем, среди кряшен, живущих в Елабужском и Мензелинском районах, есть много общего. Пусть будет известно и то, что угры, жившие в устье Агидели и в нижнем течении реки Иж и Ик, приняли ислам очень поздно и даже в XIV веке еще не совсем успели "впитать" религию ислама (во времена Аксак-Тимура, то есть в конце XIV века). Нагайбаки. В конце XIX века нагайбаки жили в казачьих селениях Требия, Кассельский, Остроленский, Парижский, Дстафьевский (Верхне-Уральский уезд) и Половка, Варламове, Краснокаменский, Болотове, Ключевский (Троицкий уезд). Они с 30-х годов XVIII века входили в состав Оренбургского казачьего войска. Но до 1842 года нагайбаки жили в относящейся к Белебеевскому уезду Нагайбацкой крепости и близлежащих деревнях (Бакалах - эта деревня существует и сегодня, Усы. Дияшево, Новая Балыклы, Акманово, Килеево, Илымчово, Кастеево, Маты, многие из этих деревень сохранились по сегодняшний день). К середине XIX века само название "нагайбаки" уже прочно закрепилось за представителями этой группы, которая входила в казачье сословие. А при переписях, проводившихся е 1920, 1926, 1939 годах они были записаны как отдельная этническая группа (народность). А в действительности, как следует и многочисленных документов, их предки назывались "Арскими татарами" и, по всей вероятности происходили из ногайцев. Например, в деревне Апазово, которая находилась а Заказанье (до начала XX века жители этой деревни были крещеными татарами) сохранилось имя "нагайбек" (нагай, нугай-бек). Недалеко от этой деревни есть деревня Кара Дуван. В основе этого топонима находится название племени табын-дуван (очень известное кыпчакско-ногайское племя, должно быть, они тюркизировались из монголов (известно монгольское племя - дурбан). В преданиях, распространенных среди самих нагайбаков говорится. "После взятия Казани царем Иваном Васильевичем, ногаи окрестились, записались в подушный налог и переселились в свободные башкирские земли". Но все же в формировании нагайбаков участвовали в какой-то степени представители финно-угорских народов и группы, пришедшие из Средней Азии (называвшиеся "персиане", "бухарцы" "каракалпаки"). Одну часть нагайбаков в 1842 году переселяют ближе к Оренбургу. Чистопольские кряшены. Первые крашены около Чистополя начинают появляться только во второй половине XVII века (деревни, где в XVII веке жили представители этой группы: Черабатырово. Белая гора, Тавели, Сосновый ключ, Верхняя Вахта), Крещены; татар некоторых деревень (Тавели, Бахта, Елтань) называли "кряшены-мишари", Однако в отдельных деревнях кряшен называли "чувашами" (например, в деревне Черабатырово). Несмотря на то что при формировании этой группы участвовали крашены Правобережья Волги, основную роль в их сложении сыграли, видимо, мишари, принявшие христианство, Соседями этих деревень являются сплошь деревни мишарей. А мишари переселяются сюда с правобережья Волги только в XVIII веке. Молькеевские кряшены (деревни: Молькеево, Хозасаново, Сурийское или Янгозино. Старый Кырбаш, Большое Тябердино. Старое Тябердино, Баймурзино, Полевая Буа, Старый Кырбаш (Нижний или Старый Кырбаш). Эта группа очень своеобразная, так как у них были давние и сильные связи с чувашами. Видимо, группа "чувашей" состояла из язычников, так как в этих краях сохранилось множество признаков язычества. Например, в каждой деревни есть место "киремети" (там была или яма, или дерево росло и на это место бросали деньги, приносили жертвоприношение). Похоже, что среди крещеных предков татар тут были и ногайцы. Скажем, по преданию, записанному в деревне Хозасаново, основателем этой деревни является выходец из рода Улыби-Ульби Чистопольской стороны. В то же время известно, что основателем некоторых деревень молькеевских кряшен был "Морза бабай" (Дед Морза). Он приходит сюда из деревни "Аря" ("Тукаево"). А в деревне Кугеево, недалеко от деревни Тукаево, было найдено интересное шеджере, центральная линия которого выглядит так; Казан бий - Кугай бий - Исанбулат - Сулей май - Акбатыр - Зайни - Ахмади - Султан - Хайрулла - Адиятулпа. Имя Казан бия, стоящего во главе шеджере, очень созвучно с именем "Кузя Хасан 6и", считающегося основателем деревни Хозасаново. Таким образом, в формировании крещеных татар участвовали разные компоненты. Места формирования крещеных татар имеют одну интересную особенность - эти группы жили на пограничье с казанскими татарами. В результате многовекового развития крещеные татары, будучи единой конфессиональной крупной, формируются как этническая, субконфессиональная группа со своим самоназванием, культурными и языковыми особенностями. В начале XX века наблюдается выделение крещеных татар даже как отдельной народности. Культура и религия Кряшены- православные по вероисповеданию и обладают самобытной культурой. До 1926 года на территории современного Татарстана кряшены имели около 100 национальных школ и многочисленные собственные храмы. И сегодня богослужения ведутся на церковно-кряшенском языке. Семь лет назад у нас было всего 5 храмов, сейчас 17. Недавно открылся храм в деревне Кашаево под Нижнекамском, месяц назад состоялось освящение храма в селе Федотовка Лениногорского района. В строительство этих храмов внесли вклад и администрации районов. В Казани есть только Тихвинская церковь, где службы идут на кряшенском. В Татарстане таких всего четыре. Наиболее известным кряшенским поэтом XIX века является Яков Емельянов, получивший в народе прозвище «певец Яков». Пробовать перо начал ещё в период обучения в Казанской центральной крещёно-татарской школе. Поэт подготовил два поэтических сборника, которые были изданы под общим названием «Стихи на крещёно-татарском языке. Дьякон Я. Емельянов стихлары» в 1879 году. Также известны такие кряшенские писатели, как Давид Григорьев (Саврушевский), Дарҗия Аппакова, Н. Филиппов, А. Григорьев, В. Чернов, Гаврила Беляев В разное время выпускались следующие газеты и журналы: «Сугыш хабарляре» (Военные известия; 1915—1917. Редактор — П. П. Глезденев) «Дус» (Друг; февраль 1916—1918. Редактор — С. М. Матвеев) «Кряшен газеты» (Кряшенская газета; январь 1917 — июль 1918. Редактор — Н. Н. Егоров) «Алга таба» (Вперёд; январь—апрель 1919. Редактор — М. И. Зубков) «Кызыл алям» (Красное знамя; октябрь 1919 — январь 1921) «Киняш» (Совет; сентябрь 1922 — декабрь 1929) «Керэшен сузе» (Слово кряшен; февраль 1993—2002) «Туганайлар» (Родные мои; c 2002 года) Кряшенские известия c 2009 года) Журналы: «Иген игуче» («Хлебороб») (июнь-июль 1918). «Белемнек» («Знание») (сентябрь 1921 — январь 1922). . В сентябре 2008 года на заседании Правления АН РТ было принято решение о создании отдела по изучению духовной и материальной культуры кряшен и нагайбаков на базе Института истории имени Марджани. Ученым советом Института истории была разработана концепция будущего отдела, определены направления деятельности и структура. ООК (общественная организация крящен) стремится к образованию единого этнокультурного пространства. За счет организации формируются отделения общества в местах компактного проживания. В мае 2007 года ООК созвали конференцию, куда пригласили всех лидеров и представителей существующих общественных организаций кряшен. Были приглашены и представители власти. Состоялся серьезный, долгий разговор. Обсуждались и болезненные вопросы. Это, в первую очередь, содействие кряшенам в реализации конституционных прав по сохранению и развитию их самобытной культуры, помощь в социальном и духовном возрождении. За два года существования ООК вдобавок к существующим ранее кряшенским организациям, действующим в таких крупных городах как Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, добавились отделения в районах и других городах республики, где компактно проживают кряшены: в Елабужском, Менделеевском, Пестречинском, Балтасинском, Кайбицком, Мамадышском районах. Наша учительница Наталья Николаевна Яковлева является лидером среди нашей местной молодежи-крящен. Недавно, в декабре 2009года, она была участницей республиканском форуме крященской молодежи. В Елабуге была открыта воскресная школа, в Нижнекамске появился кряшенский этнографический музей. Православные традиции оказались в большей степени утеряны - люди часто не знают своих корней в этом плане. Среди кряшен бытует мнение, что кряшенство - это не религия, это образ жизни, традиции.Самый распространенный праздник Петров День. Ежегодно проводится республиканский праздник Питрау (Петров день). В этом году он проводился селе Зюри Мамадышского района, на который прибыли гости из Башкирии, Удмуртии, нагайбаки из Челябинской области. Есть фольклорные ансамбли, праздники проходят с участием молодежных и студенческих коллективов "Бермэнчек", "Сэлам" и "Яшьлэр". В январе проводится Рождественский фестиваль молодых исполнителей кряшенской песни "Туым жондозы" - "Рождественская звезда". В апреле мы празднуем Пасху. В деревне Кр.Баран это самый любимый праздник. Все красят и освещают яйца. С утра ребятишки ходят по домам и собирают крашенные яйца. Затем праздник Праздник Листа ( Троица). На сегодняшний день "оригинальный" кряшенский язык существует больше как церковный. Ведь богослужения на родном языке у кряшен никогда не прекращались. В 2005 году совместно с Российским библейским обществом издали новый перевод Нового Завета - "Жана Законъ", начатый Ильминским еще в начале века. Есть воскресные школы в Елабуге, в Набережных Челнах, Менделеевском, Тукаевском районах, этнокультурный детский садик в Нижнекамске и одна этнокультурная школа в Елабужском районе. Есть Государственный фольклорный ансамбль кряшен "Бермэнчек".
Народная артистка Республики Татарстан, Казанцева Галина Александровна солистка оперы Татарского государственного академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля (родилась 03 февраля). С 1991г. – член совета Общественной организации народности кряшен г. Казани - инициатор и организатор в деле развития и сохранения музыкально-фольклорного наследия народности кряшен. С 1996 года она участвует в празднике «День Республики Татарстан» как организатор и руководитель «Улицы и деревни кряшен». 26 февраля 1999 г. в Большом концерном зале прошел концерт под названием «Кряшен моннары», в котором ею была представлена новая программа песен татар-кряшен. Представители крящен. В этом году мы отмечаем 65 годовщину Победы в Вов. Поэтому расскажу о двух крященах -герое войны. Майор Петр Гаврилов, крещеный татарин, в 1956 году получил звание Героя Советского Союза за руководство героической обороной Брестской крепости. Памятник в Бресте Гаврилову есть, но в Казани нет. Есть улица его имени. Он родился 30 июня 1900 года в деревне Альвердино, что на территории ныне Пестречинского района. На рассвете 22 июня 1941 года мощь немецкой армады обрушилась на пограничные заставы Советского союза. В Брестской крепости царила неразбериха: кто-то схватил оружие, пытаясь дать отпор, кто-то пытался укрыться внутри крепости. Именно в эти страшные часы командир восточного форта Петр Гаврилов смог объединить бойцов и постепенно взять в свои руки командование крепостью. Сразу же прибежав в штаб, он собрал около себя порядка 30 бойцов и попытался вырваться из крепости через центральные ворота, чтобы пробиться к основным частям за ее пределами… Свой последний бой Петр Гаврилов принял 23 июля, через месяц и один день после начала войны. Последними выстрелами Гаврилов убил троих врагов и раненный, в бессознательном состоянии попал в плен. Неоднократно Петр Гаврилов пытался бежать, но освободили его только за несколько дней до Победы. На родину Петр Гаврилов вернулся только в 1955 году. На пороге его встретила мать, которая все-таки дождалась сына. Карбышев Дмитрий Михайлович Родился Дмитрий Карбышев в городе Омске в семье военного чиновника. Кряшен. Двенадцатилетним остался без отца. Детей воспитывала мать. Несмотря на большие материальные затруднения, Карбышев блестяще закончил Сибирский кадетский корпус и в 1898 году был принят в Петербургское Николаевское военно-инженерное училище. В 1911 году с отличием окончил Николаевскую военно-инженерную академию. По распределению штабс-капитан Карбышев был направлен в Брест-Литовск на должность командира минной роты. Там он принимал участие в строительстве фортов Брестской крепости. В начале июня 1941 года Д. М. Карбышев был командирован в Западный Особый военный округ. Великая Отечественная война застала его в штабе 3-й армии в Гродно. Через 2 дня он перебрался в штаб 10-й армии. 27 июня штаб армии оказался в окружении. В августе 1941 года при попытке выйти из окружения генерал Карбышев был тяжело контужен в бою в районе Днепра, у деревни Добрейка Могилёвской области Белоруссии. В бессознательном состоянии был захвачен в плен.[Карбышев содержался в немецких концентрационных лагерях: Замосць, Хаммельбург, Флоссенбюрг, Майданек, Аушвиц, Заксенхаузен и Маутхаузен. Неоднократно от администрации лагерей получал предложения сотрудничать. Несмотря на свой возраст был одним из активных руководителей лагерного движения сопротивления. В ночь на 18 февраля 1945 года в концлагере Маутхаузен (Австрия), в числе других заключённых (около 500 человек), был облит водой на морозе и погиб. Стал символом несгибаемой воли и стойкости.16 августа 1946 года Дмитрию Михайловичу Карбышеву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.Награждён орденами Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды. Крящены- руководители. Нельзя сказать, что наше татарстанское руководство препятствует назначению крящен на командные посты. Крящен Иван Егоров - генеральный директор крупнейшего государственного холдинга РТ "Ак Барс". Министр транспорта РТ Геннадий Емельянов, также является кряшеном. Кряшены есть и среди глав районных администраций, и среди крупных предпринимателей, среди депутатов татарстанского парламента. В нашем районе крящен из Кр.Барана Иванов Валерий Яковлевич работает заместителем главы администрации, крящен их Кондраты Чурин Николай Петрович – зам.главы администрации по социальным вопросам, он же секретарь политсовета районного отделения партии «Единая Россия». Батюшка Павел Чурашов Алексеевской Церкви тоже крящен. Заключение. Выводы. Изложенный материал позволяет сделать следующие выводы: Крящены являются отдельной группой населения Татарстана, отличающиеся от татар некоторым своеобразием материальной культуры. Это есть следствие длительной и сложной истории формирования крящен. В культуре мы видим тесное переплетение тюркских элементов с фино-угорскими и русскими; архаичных форм и современных. Это проявляется и в речи, и в убранстве жилища, и в одежде и в украшениях. Верхняя одежда, обувь похожи с фино-угорскими народами. Как и они крящены издревле употребляют в пищу грибы. Единство религии, некоторые элементы одежды (например, вышивка «крестом» ), в пище окрошка, квас - все это показывает наличие русских элементов культуры. Есть различия и среди крящен, поэтому в Татастане выделяют западно-предкамскую, елабужскую, западнозакамскую (чистопольскую) и восточнозакамскую группы. В советский период политика было направлена на ликвидацию разобщенностей наций, на создание одного – советского народа. Поэтому в результатах переписи не учитывались отдельные группы, которых в России много, в том числе и крящены и нагайбаки. Название крящены представляли как анахранизм. Связано это было и с тем, что в советский период отрицалась религия, а значит отсутствовало существенное различие между татарами и крященами. Любой народ, развиваясь в тесном контакте с другими, приобретая интернациональные черты, должен сохранять свои национальные культурные ценности. Крящены - это часть населения России и Татарстана и среди них есть яркие представители – Герои войны, руководители, писатели, ученые, герои труда. Следует в официальном порядке возвратить кряшенскому народу их право на существование в качестве отдельной самобытной народности, с укоренившимся за большой исторический период в сознании народа самоназванием «кряшены» и в переписи 2010года подсчитать реальное число крящен. Литература: Ю.Г. Мухаметшин «Татары- крящены» изд.Наука, Москва, 1977год И. Г. Максимов "Кряшены", 1967 М.Глухова "Судьбы гвардейцев Сююмбеки" Воробьёв Н. И. «Кряшены и татары», Казань, 1929 года Сайты: http://www.balkaria.info/library/i/ishakov/tatarica.htm http://tatpolit.ru/category/zvezda/2007-07-02/359
http://ru.wikipedia.org http://kazan.eparhia.ru/temples/kazan/tihvinskajazercov/ http://www.anco-rt.ru/index.php?i=4&k=120 ↑http://www.kryashen.ru/rus.php?nrus=2&id=62 http://kryashen-info.ru/ru/newspaper/82 Газеты:Кряшенские известия
Категория: Мои статьи | Добавил: klybprog (15.02.2010)
Просмотров: 3075 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.6/5 |
Всего комментариев: 1
1  
Мой отец тоже был из крящен. Статья мне очень понравилась. Спасибо

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствую Вас, Гость!

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2017