Понедельник, 25.09.2017, 12:45
Главная
Клуб програмистов и пользователей ЭВМ
Меню сайта


Категории каталога
Мои статьи [6]
Из опыта работы учителей [9]
Ученические рефераты [9]

Мини-чат
200

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 71

Главная » Статьи » Из опыта работы учителей

Молодой специалист в образовательном учреждении
  Грунина Е.Л. Делится мыслями о работе учителя.
С чего начинать первые уроки? Если перечитать педагогический бестселлер начала 80-х годов «Здравствуйте, дети!» принадлежащий перу Шалвы Александровича Амонашвили, то мы вспомним, что такое «заочное знакомство». «Я захватил домой личные дела всех моих детей, - пишет Амонашвили. – Хочу познакомиться с каждым ребенком. Достаю фотокарточки из личных дел, раскладываю их на столе. Вот мой класс!» А уже с первого сентября он называет их по имени, разговаривает как давно ему знакомыми: «Я забыл твое имя. Напомни, пожалуйста!» Такое начало не только чудесно, но и вводит в работу. Люди давно знакомые могут не тратить времени на договоры о правилах поведения и уж тем более не станут рассуждать о важности и необходимости их общего дела. Они также минуют никчемный официоз День знаний, предполагающий последующие дни незнания, и с головой погрузятся в работу. - Садитесь… Я ваш учитель. Поздравляю вас с началом школьной жизни! Наверное, вам не терпится приступить к занятиям. Ну что же, давайте начнем, не теряя ни минуты! Проблема начала существует не только в педагогике, это общая проблема искусств, в которых задействованы время, временная протяженность. То есть начала нет у скульптуры, нет его и у картины, но он очень живо присутствует в театре, в музыке, в литературе… Стоит ли учителю начинать с отступлений: со знакомств, с разговоров о необходимости знаний или с вопросов о целесообразности прихода учеников в школу? Или право начать с отступлений лучше уступить ученикам? Решать приходиться каждому самостоятельно. Но вот Пушкин и Толстой начинали сходу. И эти классические начала, построенные на доверие к читателю. В любой профессиональной среде с течением времени происходит естественная возрастная ротация. Обновление рабочего коллектива – норма успешного существования любой профессиональной группы. Если свежего притока не обнаруживается, отрасль умирает. Как раз это происходит сегодня со школой. Почему так происходит, ответит каждый: в школе мало платят. Согласна, аргумент более чем веский, возразить на это трудно. Но если бы материальная сторона вопроса была единственной, это было бы пол беды. Существует большое количество людей, которые отдают приоритет комфорту работы и получаемому удовольствие, и ради этого готовы жить на не самую большую зарплату. Основная проблема глубже: в современной школе молодой учитель работать практически не может, на теоретическом уровне нормально. Перед тем как наш герой войдет в школу, небольшой комментарий. Кто он такой – молодой человек, окончивший институт? Во-первых, как профессионал он достаточно слаб – сдавая в институте экзамены, он выучивал факты, которые просто образовали в его сознании некоторую систему знаний. Как известно, чтобы действительно знать предмет, по нему зачастую надо самому прочитать аудитории курс. Такой практики у молодого человека естественно, нет. Во-вторых, он не имеет ни малейшего представления о том, с кем ему придется работать. И в - третьих, он совершенно не понимает, что его первая работа – это десятилетиями сложившаяся система с определенными правилами, законами, традициями, стереотипами. И начинается решаться задачка с тремя неизвестными. На первых порах ему все в школе улыбаются, новенькая трудовая книжка кладется в отдел кадров, первые дни и недели – душевный подъем и полная эйфория. А далее неминуемо начинаются конфликты. Впервые входя в класс, учитель открывает конспект урока и думает: «Так, тема урока у нас сегодня такая. Начну с этого, перейду к этому, задам такие-то вопросы ит.д.» Но звенит звонок, дети рассаживаются, и…все идет наперекосяк. То, что только что казалось интересным, не вызывает никакого интереса у класса, ученики его совсем не понимают, потому что привыкший к институтской среде вчерашний студент говорит безумно сложными конструкциями. Нового учителя ученики всегда начинают «пробивать», пробовать, что называется, «на слабо». В трудном классе это может принять экстравагантные формы, воспитанные дети проведут этот этап спокойнее. Но он обязательно будет: могут начать стучать, или громко говорить, могут просто принципиально замолчать, чтобы посмотреть «а что будет?». Для молодого учителя, не понимающего, что его просто проверяют, ситуация выглядит как полностью вышедшая из под контроля и требующая немедленного реагирования. Усугубляет положение также то, что дети видят человека молодого, интересного: «Ну и что он сделает, если мы…» Если учитель с честью выйдет из цейтнота – честь ему и хвала, если в этом эксперименте проиграет – плохо дело: восстановить свой авторитет ему будет непросто. Вообще самая существенная проблема молодого педагога в первое время работы – это умение «держат класс». Чтобы 30 человек в течение урока были направляемы в нужное русло, требуется бездна энергии, мгновенная реакция, стремительные переходы от расслабления к работе и одновременное создание ощущения, что весь процесс идет легко, свободно и естественно. Только со временем придет понимание, что учитель на уроке – слаломист, которому обязательно нужно пройти ряд обязательных флажков на трассе, а в остальном можно отдаться на волю детей. Дети как-то подсознательно чувствуют, что учителю тяжело, и начинают помогать: с готовностью идут на диалог, лучше, чем с более старшими по возрасту учителями, выполняют заданное, своими силами «затыкают» особенно распоясавшихся одноклассников. Но это оказывается возможным, только если дети чувствуют, что перед ними искренний, не равнодушный к ним человек. Детское тепло, явно или неявно выраженное, молодой учитель ощущает очень сильно, и от этого на задний план отступают многие нерешенные проблемы. Возвращаясь домой, учитель садиться работать. С одной стороны, не отпускает так называемая текучка. Литератор перечитывает огромные тексты, проверяет сочинения и на каждое пишет рецензии. Русист в средних классах каждый день(!) должен проверять стопку тетрадей. Математик и физик подыскивают и решают занимательные задачки. Историк должен быть в курсе всех последних событий и исследований и т.д. Все это отнимает уйму времени, и, как показывает практика, в первый год желающий работать учитель практически не имеет свободного времени – дома или на работе он живет школой. С другой стороны, он постоянно ощущает необходимость читать. Во-первых, работы по специальности, во-вторых, художественную литературу, чтобы не ударить в грязь лицом перед учениками. А в - третьих, он вынужден интересоваться работами по психологии и педагогике – чтобы понять, кто перед ним сидит, как его воспринимают и почему в который раз «такая красивая концепция» из вузовского учебника была встречена школьниками прохладно. Очевидно, что молодой специалист, приходящий в школу, менее опытен, чем его коллеги. Не хватает знаний по предмету, методике, психологии, навыков контакта с учениками, в общем, всего того, что принято называть профессионализмом. Теоретически нормальной была бы ситуация, при которой старшее поколение профессионалов постепенно передавало бы накопленный опыт молодым. Но теория, как обычно, расходится с практикой. Много чаще можно услышать: «И чему вас только в институте учили?» или «Как, вы этого не знаете?» Зачастую с точки зрения своих коллег, молодой учитель не знает «элементарных вещей». При этом большинство случаев недавний выпускник вуза более компетентен в специальности, чем закончившие институт за 20-30 лет до него. Не дай Бог работающему в школе первый год учителю получить классное руководство! В очень редких случаях родители оказываются достаточно мудры и тактичны, чтобы дать учителю возможность спокойной профессиональной жизни. Вполне понятна их тревога за судьбы детей, но учителю от этого не легче. Естественно, срабатывает возрастной момент: не каждый может серьезно слушать советы от 22-23 – летнего молодого человека. Основным аргументом становится очевидное: «Да что вы нам говорите, если у вас собственных детей нет. Вот будут – поймете!» Положение усугубляет то, что у нас, как известно, все всё знают о своих детях лучше всех и стопроцентно уверены, как и чему их надо учить. Что-то возразить при таком подходе весьма и весьма проблематично. В итоге если на сторону молодого педагога не становится администрация, то устоять против родительского напора вчерашнему выпускнику института оказывается непросто. До прихода в школу у любого молодого человека была своя история – друзья, знакомые, круг его общения. Теперь можно услышать от друзей молодого человека недоумение. Мотивы прозрачны: либо не нашел более успешного места, либо деньги не нужны, либо человек не от мира всего («как с сегодняшними детьми можно работать?»). Связан этот стереотип с чрезвычайно заниженным социальным статусом учителя, обусловленным целым спектром факторов. Итак, что в итоге. Пройдя череду конфликтов, молодой учитель в конце первого года задает себе сам вопрос: «Ради чего?» - возможно сменит профессию. Естественен и вопрос: «Что делать?» Или школа придет к вымиранию (есть формулировки в аттестате: «Не изучалось» - просто учителя соответствующего предмета несколько лет в школе не было). Или надо искать какие - то выходы. А как же иначе? Работа есть работа. Список использованной литературы: Журнал «Народное образование», №3 2006г, «Профессиональное становление молодого педагога» Л.Шаламова Журнал «Спутник классного руководителя», №2 2008г, «О воспитателе и воспитаннике» Т.М.Дементьева Журнал «Воспитательная работа в школе», №3 2007г, «Воспитание и миф: контексты и подтексты» В.Бедерхарова, М.Мазнченко Методическая газета для классных руководителей «Классное руководство и воспитание школьников», №23 2007г, «Мифы и реальности школьных взаимоотношений» М.Ганькина
Категория: Из опыта работы учителей | Добавил: klybprog (04.03.2010)
Просмотров: 657 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствую Вас, Гость!

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2017