Суббота, 27.04.2024, 22:57
Главная
Клуб програмистов и пользователей ЭВМ
Меню сайта


Категории каталога
Мои статьи [6]
Из опыта работы учителей [9]
Ученические рефераты [9]

Мини-чат
200

Наш опрос
Испытываете ли вы трудности при использовании компьютера?
Всего ответов: 29

Главная » Статьи » Мои статьи

Модернизация методической службы школы
Модернизация методической службы школы Зам.директора по УВР МОУ Большеполянской сош Логинова Р.Н. В условиях реализации Концепции модернизации российского образования особое значение приобретает проблема совершенствования подготовки выпускников школ. Коллектив нашей школы считает, это можно обеспечить за счет внедрения в учебный процесс интенсивных педагогических технологий и методик, обновления содержания обучения, повышения профессионализма и мастерства педагогов. С 2007-08 учебного года школа работает по теме « «Применение инновационных технологий и методик как фактор повышения качества учебно-воспитательного процесса и мастерства учителя». Мы ставим следующие цели: -создание условий для воспитания конкурентоспособной личности; -непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства педагогов школы, их эрудиции и компетентности. Для решения этих задач необходимым становится создание эффективной методической службы школы. Для понимания проблемы, рассмотрим, прежде всего, сущность понятий «методика», «методическая работа», «методическая служба». В словаре иностранных слов указывается, что методика – это «совокупность методов, приемов целесообразного проведения какой- либо работы». В Педагогическом словаре термин «методическая работа» определяется как «оказание методической помощи учителям и повышение их методической квалификации», в других источниках– как «деятельность с целью повышения эффективности учебно-воспитательного», «целостная система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя», «разработка и применение на основе педагогической практики совокупности методов и приемов целенаправленной организации учебно-воспитательного процесса, его содержания, методов и форм при изучении определенного предмета или цикла предметов». В новых социально-педагогических условиях трактовка методической работы получила несколько другое направление. В Педагогическом энциклопедическом словаре она характеризуется как «часть системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей», целью которой является «освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся; повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы; обмен опытом». В связи с переходом на новое содержание образования с введением государственных образовательных стандартов, с повышением требований к методической работе, в практику работы профессиональных образовательных учреждений вводится понятие «методическая служба». Ей предстоит осуществить сложный в психологическом и организационном отношении переход от ориентации на внутренние формальные показатели (количество разработанных программ, количество изданных методических рекомендаций, количество проведенных мероприятий и т.п.) к ориентации на достижение конечных и частных целей реализации государственных образования. Таким образом, на мой взгляд, в современном инновационном образовательном учреждении методическая служба - это совокупность различных видов деятельности, направленных на развитие творческого потенциала педагогов, а в конечном счете - на рост уровня обученности, развитости и воспитанности учащихся, конкурентоспособности выпускников на рынке труда Надо признать, что на сегодняшний день в большинстве школ остается действующей структура методической работы, сложившаяся еще в 70-е годы XX века, но жизнь показывает, что необходима ее модернизация в соответствии с модернизацией системы образования в целом. Функции методической службы (педагогическая, технологическая, управленческая, научная и информационная) остаются прежними, но наполняются новым содержанием и технологией реализации. Методической службе необходимо через гибкую методическую модель предоставить педагогу право выбора индивидуальной траектории профессионального развития, обеспечить ему личностно-ориентированную методическую поддержку и помощь. Изменение содержания работы приводит к поиску новых форм его реализации. Развитие методической службы характеризуется устойчивой динамикой изменения ее структуры и содержания деятельности, адекватно отражающей потребности школы. В процессе совершенствования методических знаний и умений педагогов как составной части их непрерывного педагогического образования формируется их профессиональная компетентность, от которой в наибольшей степени зависит эффективность образовательного процесса. Уже многие понимают, что необходимо объединение методических структур в единую сетевую организацию, где учитель сможет получать интегрированную помощь в совершенствовании своего профессионального уровня. Вот почему в схеме, отражающей структурно-функциональную систему методической службы нашей школы, появляется блок «Сетевые сообщества». Учителя школы все увереннее овладевают ИКТ компетенцией, чтобы полноценно работать в новых творческих объединениях, в которые входят учителя России, обсуждать вопросы развития педагогики, совершенствования методов обучения и воспитания в блогах учителей новаторов. Число учителей школы прошедших дистанционное обучение и мастер - классы через сеть Интернет составляет в нашем коллективе 23%. 40 % учителей имеют публикации в Интернет на сайтах «Педсовет», «Мой Университет», «Открытый класс», образовательный портал МОиН РТ и других.Деятельность методической службы осуществляется на основе поставленных перед методической службой целей и задач. Основными целями и задачами методической службы в новых социально-педагогических условиях называют: - создание необходимых условий педагогическим работникам образовательных учреждений для подготовки конкурентоспособного специалиста в условиях рынка труда; - создание системы методических услуг в соответствии с потребностями учителей по основным проблемам реформирования школы; - развитие педагогического творчества и методическое обеспечение повышения квалификации педагогических работников; - трансляция результатов научных исследований и педагогического опыта в практику работы образовательных учреждений; - создание условий научно-практической работы педагогам в условиях инновационной деятельности учебного заведения. Деятельность методической службы МОУ Большеполянской сош осуществляется в соответствии с планом методической работы, основу которого составляют следующие разделы: 1. Информационно-методическое обеспечение; 2. Работа с педагогическими кадрами; 3. Работа с обучающимися; 4. Контроль, анализ, диагностика, регулирование.
Актуальнейшая цель методической службы нашей школы – оказание помощи руководству образовательного учреждения в создании педагогического коллектива, способного к инновационной деятельности. На основании основных задач направления деятельности методической службы определены, как : · Разработка и совершенствование содержания образования. Методическая служба принимает непосредственное участие в реализации требований государственного стандарта и его научно-методического обеспечения. Разработка регионального компонента содержания образования, рабочей учебно-программной документации, аппарата контроля результатов качества образования и т.д. требует от методической службы определенных знаний по основным вопросам стандартизации образования. Когда появились три варианта новых стандартов для начальной школы на сайте ФИПИ учителя внимательно изучили их, а Фомин О.Ю. и Логинова Р.Н, приняли участие в экспертизе. Но есть и нереализованные возможности. Так несмотря на опыт работы по программе «Школа -2010», она не была реализована всеми педагогами начального звена школы. · Научно-методическое обеспечение образовательных стандартов. Научно-методическое обеспечение образовательных стандартов – это разработка и создание оптимальной системы учебно-методической документации, учебной и научно-методической литературы и других средств обучения, необходимых для полного и качественного обучения предметам в рамках времени, отведенного учебным планом в соответствии с моделью учебного план. К сожалению, на сегодня мы не добились обучения по одной авторской и методической линии. Происходит это из-за отсутствия учебников. Из-за неквалифицированной заявки на учебники в школе образовалась такая ситуация, что учебники есть, но не являются продолжением начатой линии. · Совершенствование форм и методов обучения. Одним из основных направлений деятельности методической службы является выбор технологий и средств обучения, а также педагогический контроль качества результатов образования. В марте-апреле 2009 года в школе прошли педагогические чтения « Внедрение новых технологий – показатель мастерства учителя». Доклады учителей, самоанализ опыта работы выявили наработанный опыт педагогов школы. Учителя обменялись опытом работы по инновационным методикам и технологиям. · Повышение квалификации. Развитие педагогического творчества. В коллективе курсы повышения квалификации учителя проходят строго по графику, 5 педагогов прошли подготовку для работы с пакетом российского ПО «Линукс». В процессе развития методической службы опыт создает целый школьный коллектив. Движение к новому, - например, к сетевому общению, дистанционному обучению, работа по инновационным программам и т.д.- желание изменить практику, возникшие процессы коллективного мышления и коллективного действия, организация групп и команд и как результат – переход к новому качеству жизни школы – вот те реалии, которые появились в инновационном процессе.
Категория: Мои статьи | Добавил: klybprog (04.03.2010)
Просмотров: 2405 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствую Вас, Гость!

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024